Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений – Растения

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений
Растение – это целостная биологическая система, образовавшаяся за миллиарды лет эволюции. Все его части тесно взаимосвязаны и выполняют свою определенную работу. В случае повреждения или гибели какой-либо части растительного организма, гибель грозит всему растению.

Биологи выделяют растения в отдельное царство, к которому относятся несколько отделов, таких как водоросли, мхи, папоротники, хвощи, голосеменные и покрытосеменные. Представители этих отделов отличаются своим строением, размерами, способом размножения и другими характеристиками.

Однако, все они представляют из себя сложные биологические системы, с большим количеством тканей и органов.Наиболее совершенными в эволюционном плане считаются семенные растения, к ним относятся голосеменные (ель, сосна, кедр) и покрытосеменные.

Их способ размножения связан с распространением семян и более эффективен, по сравнению со споровыми (мхи, папоротники). Семенные имеют очень сложное строение, они очень широко распространены на планете от полярной тундры до тропиков.

Строение покрытосеменных

Покрытосеменные или цветковые растения состоят из нескольких вегетативных органов. В данном случае это совокупность клеток, которая имеет определенное строение, отличное от других частей и выполняющий определенную, конкретную работу.

Ткани имеют высокую специализацию, они весьма отличаются друг от друга. Выделяют несколько отдельных органов покрытосеменных. Это корень, стебель, лист, а также органы, которые принимают участие в размножении организма: цветки и семена.

Все эти части взаимосвязаны и для каждой существует своя функция.

Растительные органы

Значение корня в жизни растений

Корень выполняет несколько важнейших функций. Прежде всего, он отвечает за снабжение остальных тканей водой и минеральными веществами, которые он всасывает из почвы. Вода нужна для процесса фотосинтеза и для нормального функционирования растительных клеток.

Еще одной важной функцией корня является закрепление растения в почве. Различают стержневую и мочковатую корневые системы. В первой отчетливо выражен главный корень, а во второй – он не отличим от остальных.

В корне часто накапливаются питательные вещества (корнеплоды), а также он служит для вегетативного размножения.

Значение стебля в жизни растений

Стебель – связующее звено между всеми частями организма. По нему происходит транспортировка минеральных веществ и воды от корня вверх и питательных веществ от листьев вниз. Стебель растет в высоту за счет верхушечной почти роста, а в толщину за счет образовательной ткани. Формы и размеры стеблей очень разнообразны.

Еще одной, важнейшей его функцией является опорная: на нем расположены листья. Он поднимает их вверх, ближе к свету, делая процессы фотосинтеза более эффективными. Иногда фотосинтез происходит непосредственно в стебле (спаржа). В нем часто накапливаются запасные питательные вещества. Вегетативное размножение при помощи стебля – один из самых распространенных способов.

Значение листьев в жизни растений

В листе происходит процесс фотосинтеза, то есть из воды и углекислого газа, при воздействии солнечных лучей образуются органические вещества, прежде всего глюкоза. Именно они снабжают энергией все остальные ткани и клетки.

Листья разных видов имеют разное строение: отличаются формой, размером, наличием или отсутствием черенка и другими особенностями. Чаще всего они имеют пластинчатую форму, такая форма наиболее эффективно улавливает солнечный свет.

Каждый лист сверху покрыт эпидермисом, под которым находятся клетки, содержащие хлорофилл. Кроме фотосинтеза он выполняет еще несколько важных функций. Через лист происходит дыхание и испарение воды. С их помощью может происходить вегетативное размножение.

В них часто накапливаются питательные вещества.

Значение цветов в жизни растений

Цветок предназначенный для полового размножения покрытосеменных. С ним связаны процессы опыления, оплодотворения, развития семян и плодов. В цветке расположены мужские (тычинки) и женские (пестик) половые органы. Они могут быть расположены на одном цветке, а могут и на разных.

Пыльца, содержащая мужские половые клетки попадает на рыльце пестика и прорастает в завязь, в ней происходит процесс оплодотворения. Из оплодотворенной яйцеклетки образовывается зародыш семени, из оплодотворенной клетки завязи – питательный запас семени, из оболочки завязи – кожура семени, а околоплодник – из стенок завязи.

Цветы различны по своему строению, размерам, формам и внешнему виду. Часть из них потрясающе красивы. Цветы могут быть собраны в соцветия. Некоторые цветы опыляются насекомыми (они обычно имеют яркую окраску, с приятный запах и выделяют нектар), другие опыляются ветром (злаковые). После опыления образуются семена, находящиеся внутри плодов.

Плоды делают распространение семян более эффективным, подключая к этому процессу животных, птиц, ветер. Значение семян в жизни растений в том чтобы продлить жизнь вида, рода, распространиться, захватить требуемые участки.

В завершении можно отметить, что растение – целостная и сложная система, которая возникла в результате миллиардов лет естественного отбора и борьбы за существование. Каждый орган имеет уникальное строение и выполняет свою работу, обеспечивает успешное функционирование и существование других частей и тканей.

Нарушение в работе корневой системы, стебля или листьев, неминуемо приведет к болезни или гибели всего организма. Как человек не может жить без легких или печени, так и дерево не может обходиться без корней.

Иванов Дмитрий,- /ya-baby.net/

(: 12)

Источник: http://ya-baby.net/12489-znachenie-listev-cvetov-semyan-kornya-steblya-v-zhizni-rasteniy-rasteniya-ya-babynet.html

Конспект урока по окружающему миру на тему

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Конспект урока

Дата: 04.04.17

Предмет: Окружающий мир

Класс:

Тема: Корни и стебли растений

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формирование представления о разнообразии корней и стеблей растений; создание дидактических условий для понимания учащимися функций корня и стебля в жизни растений.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся c видами корней и корневых систем растений, познакомить со строением корня и стеблей растений, выделить функции корня и стебля в жизни растений , дать понятие «побег»;

Развивающие:развивать внимание, память, мышление, речь, умение работать с учебником;

Воспитательные:воспитание экологической культуры; формировать чувство ответственности за всё живое.

Предметные: знать о видах корней и стеблей растений; о строении корня и стеблей растений; о функциях корня и стебля в жизни растений;

Метапредметные УУД:

познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у обучающихся умения оценивать и контролировать свои действия.

коммуникативные: вступать в диалог, аргументированно высказывать своё мнение в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы;

Личностные УУД: включаться в деятельность на личностно значимом уровне; осознавать ответственности ученика за общее благополучие группы.

Средства обучения: раздаточный материал, учебник Поглазова О.Т. «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, рабочая тетрадь, презентация.

ХОД УРОКА:

– Здравствуйте, ребята!. Садитесь.

– Прочитайте пословицу: «Корень учения горек, да плод его сладок»

-Как вы понимаете значение этой пословицы?

-Сделайте вывод

– Я надеюсь, что мы с вами сегодня хорошо поработаем и узнаем много нового.

Приветствуют.

Рассуждают, высказывают суждения

Делают вывод

1.Организует наблюдение и описание погоды

2. Актуализация знаний по пройденной теме.

Фронтальная беседа.

Какие группы растений вам известны?

Какие растения обладают целебными свойствами?

Какое строение имеет цветковое растение?

С чего начинается развитие цветкового растения?

Какие питательные вещества содержатся в семядолях?

Что необходимо всем растениям для развития?

-Теперь проверьте свои знания по пройденным темам. У каждого из вас на партах лежат карточки с заданиями. Подпишите свое фамилию и галочкой отметьте правильные ответы.

-Кто справился с заданием, сдайте листочки.

Организует проверку домашнего задания

Вопрос №1

Растения -живые организмы, потому что…

А) Оно служит пищей для животных

Б) Они растут ,дышат, питаются,размножаются и умирают

В)Они выделяют кислород

Вопрос №2

Хвойные и цветковые растения размножаются:

А)Спорами

Б)Семенами

Вопрос №3

Укажи, где правильно перечислены органы растения:

А) ветка, лист, корень

Б)корень, цветок, ягода,семядоля, семена,

В)корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами

Вопрос №4

Семядоли,корешок,стебелек и почечка – это части…

А)Плода

Б)Зародыша

В)Цветка

Вопрос№5

Какие растения отмирают зимой?

А)Однолетние

Б)Многолетние

-Как и любой живой организм, растения имеют своё строение, имеют части, из которых они состоят. Рассмотрите картинку. Определите, из каких частей состоит это растение.

-Что это за растение?

– К какой группе растений оно относится?

Словесная оценка проверки знаний

Наблюдают и описывают погоду

Дата. Облачность, температура, осадки, сила ветра

– Группы растений :водоросли, мхи,папоротники,хвощи,хвойные и цветковые растения

– Целебными свойствами обладают мята, чистотел, тысячелистник, зверобой

-Цветковое растение имеет корневую систему,стебель,листья,цветки,плоды с семенами

-Развитие цветкового растения начинается с прорастания семени

-В семядолях содержаться жиры, крахмал, растительный белок, минеральные соли.

-Всем растениям для развития необходимы воздух, вода, свет, тепло, питательные вещества

Выполняют тест

Вопрос №1

Растения -живые организмы, потому что…

Б) Они растут ,дышат, питаются,размножаются и умирают

Вопрос №2

Хвойные и цветковые растения размножаются Б)Семенами

Вопрос №3

Укажи, где правильно перечислены органы растения:

В)корень, стебель, листья, цветки, плоды с семенами

Вопрос №4

Семядоли,корешок ,стебелек и почечка- это части…

Б)Зародыша

Вопрос №5

Какие растения отмирают зимой?

А)Однолетние

Рассматривают растение . Определяют части растения.

Один ученик показывает части растения у доски

Это растениеФиалка

-К группе цветковых растений

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

Постановка учебной задачи

Отгадайте загадку:

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

-О каких органах растений говориться в загадке?

-Предположите тему урока.

– Тема урока корни и стебли растений.

-Какие задачи поставим перед собой на уроке?

-Вот заспорили как-то органы растения, кто из них самый главный. Первым выступил Корень. – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!

– Как вы считаете, является ли корень важным органом растений ?

-Узнать о корне, его значении для растения, его функциях и будет первой познавательной задачей на нашем уроке.

-Вспомним, какой следующий орган появился после корня при проращивании семян?

-Как вы думаете, что сказал бы Стебель о своём значении для растения?

-Стебель, вслед за Корнем, возмущается: «Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению.

Одни волокна питание корням передают, другие – листьям. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом тёплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели.

Не было бы меня – не было бы и растения»

-Как вы думаете ,является ли стебель важным органом растений?

– Узнать о стебле, его значении для растения, его функциях и строении будет второй познавательной задачей на нашем уроке

Что уже известно вам о стеблях растений?

-Как называют стебель дерева?

Организует работу в группах

-Сейчас вы поработаете в группах

1 ряд- будет изучать корни растений на с.86-87 учебника .

2 ряд и 3 ряд- будет изучать значения стебля растений ,будет знакомится с видами стеблей растений и их расположением на с.88-91

-У каждой пары своя карточка по данной теме

Организует фронтальную работу по воспроизведению информации

– Посмотрите на картинки и предположите, какие функции выполняет корень растения.

-Как вы думаете, почему у верблюжьей колючки корневая система уходит на 15 м в почву? Какой вывод можно сделать?

Организует фронтальную работу по воспроизведению информации

Сейчас определим функции стебля.

1. Основная функция стебля заключается в том, что листья и цветки, расположенные на стебле на него как бы опираются . Как вы думаете о какой функции стебля идет речь?

2. Образовавшиеся в листьях вещества поступают ко всем частям растения. Каким путем они могут передвигаться?

-Какой вывод можно сделать, какую еще функцию выполняет стебель?

3. В стеблях некоторых растений накапливаются и откладываются питательные вещества. Ведь именно из стеблей сахарного тростника получают сахар. Сделайте вывод какую еще функцию выполняет стебель?

-Стебель выполняет важные функции необходимые для жизни растений: опорную, транспортную и запасающую.

– В загадке говориться о корне и стебле

Предполагают тему

-Корни и стебли растений

Формулируют задачи

-Познакомиться со строение корня и стебля, значением корня и стебля в жизни растений

Высказывают своё мнение

-После корня при проращивании семян появляется стебель

Высказывают своё мнение

Высказывают своё мнение

Предполагают. Высказывают своё мнение.

Стебель дерева называют ствол

Работают в группах по заданной теме

1ряд

1группа. Какие бывают корни?

2группа В чём состоит отличие стержневой и мочковатой корневых систем?

3группа.Как располагаются корни у растений

2 ряд

1 группа. Что такое побег? Какие бывают почки?

2 группа. Как располагаются листья и почки на стеблях

3 ряд

3 группа Какие бывают стебли.?

4 группа Как могут располагаться стебли разных растений в пространстве?

Отвечают по заданиям в карточках

– Корень выполняет опорную функцию, питающую и запасающую.

-У верблюжьей колючки корни уходят на 15м в почву, т.к она произрастает в пустыне и ей необходимые длинные корни, чтобы достать воду.

Определяют функции по названным признакам

– Речь идет о опорной функции стебля

-Они передвигаются по стеблю

– Стебель выполняет транспортную функцию

– Стебель еще выполняет запасающую функцию

Физ. минутка

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

-Чтобы закрепить наши знания о керне и стебле растений ответьте на вопросы:

-Какими бывают корни?

-Какими бывают корневые системы

-Какое значение имеет корень для растений?

– Что располагается на побеге?

-Какими бывают почки?

-Какое значение имеет стебель для растений?

-Какой же орган растения- корень или стебель самый важный?

-Закрепим полученные знания о корне растения и выполним №22 с.29 в рабочей тетради.

Организует фронтальный опрос по заданию в рабочей тетради

Корни бывают главными, боковыми и придаточными

-Корневые системы бывают стержневые и мочковатые

– Корень выполняет опорную, питающую и запасающую функции.

– На побеге располагаются листья, почки и цветки

-Цветковые и листовые

-Стебель выполняется опорную, транспортную и запасающую функцию.

Растение- единый организм и все органы в нем связанны и важны

Выполняют с комментированием

Определяют виды корней и корневых систем

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Для проверки усвоения знаний о стебле растения выполним задания в рабочей тетради № 29.

Проверка по эталону.

Работают самостоятельно.

Дописывают предложения с пропущенными словами:

Стебель; стволом; листья, почки, цветы; листовые и цветковые; вода и минеральные вещества.

Проверяют по эталону.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Фронтальная беседа

– Какие бывают корни?

– Какие бывают корневые системы?

-Что помогает корням добывать воду и минеральные соли из почвы?

– Какое значение имеют корни для растений?

– Как располагаются корни у растений?

-Что такое побег? Что располагается на побеге?

-Какие бывают почки на стеблях растений?

-Как могут располагаться листья и почки на стеблях?

– Как могут располагаться стебли разных растений?

-Какие функции выполняет стебель?

– Главный корень, боковые корни и придаточные корни

– Корневые системы бывают мочковатые и стержневые

-Корням помогают добывать воду и минеральные соли корневые волоски

– Они являются опорой, питают растение водой и минеральными веществами.

– Одни идут глубоко в почву, другие находятся на поверхностном слое. У некоторых растений они располагаются над почвой – в воздухе или воде.

-Побег-это стебель с почками

-На стеблях растений бывают цветочные и листовые почки

-Листья и почки на стеблях могут располагаться супротивно , очередно и мутовчато.

-Одни тянутся в высоту, другие стелются по земле, некоторым нужна опора, вокруг которой обвивается стебель.

-Стебли выполняют опорную ,транспортную и запасающую функции .

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Продолжите предложения.

-Сегодня на уроке я узнал …..

-Было интересно…

-Свою работу на уроке я оцениваю…

– Запишем домашнее задание. Прочитать текст учебника на с. 86-91,ответить на вопросы с 87 и на с 91.

Формулируют полные ответы.

Записывают задание на дом.

Подпись учителя_____________________

Подпись руководителя практики________________________

Отметка____________________________________

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-korni-i-stebli-rasteniy-1741583.html

Лист. Значение листьев в жизни растений

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Лист — это надземный, вегетативный орган растения, который обладает двусторонней симметрией. Рост листа происходит в его основании ограниченное время.

Функции листа: фотосинтез; испарение воды, или транспирация; газообмен; запасание питательных веществ; вегетативное размножение.

Лист образован листовой пластинкой, основанием, черешком и прилистниками; черешков и прилистников может и не быть. Основание листа может расширяться и охватывать стебель, при этом образуется влагалище.

Листья с черешками называют черешковыми, а без черешков — сидячими. У некоторых растений у основания листа могут быть парные боковые выросты — прилистники. Они бывают разнообразной формы — в виде пленок, чешуек, колючек и т.д.

Листья различаются между собой по ряду признаков:

— по размерам — от нескольких миллиметров до 20 метров (у пальм);

— по продолжительности жизни — у листопадных растений листья живут несколько месяцев, а у вечнозеленых — от 1,5 до 15 лет (бразильская араукария);

— по форме листовой пластинки — листья бывают округлые, овальные, игольчатые, линейные, продолговатые, яйцевидные, обратнояйцевидные и т.д.;

— по краю листовой пластинки — он может быть волнистым, выемчатым, городчатым, зубчатым и т.д.

Листья бывают простыми и сложными. Простой лист имеет только одну листовую пластинку и один черешок. При листопаде простой лист отпадает целиком. Сложный лист образован несколькими листовыми пластинками, каждая из которых имеет черешок, соединяющий листовую пластинку с общим черешком. Во время листопада в сложном листе листовые пластинки отпадают независимо друг от друга.

Листья различаются по типу жилкования. Жилки представляют собой проводящие пучки листа. У двудольных растений, как правило, наблюдается сетчатое жилкование, а у однодольных — параллельное и дуговое.

Листья расположены на стебле в определенном порядке. Участок стебля, который несет лист, называется узлом, расстояние между узлами — междоузлием, а угол между листом и стеблем — пазухой листа.

Выделяют три типа размещения листьев: очередное, или спиральное; супротивное и мутовчатое. При очередном листорасположении листья располагаются по спирали, при этом от каждого узла стебля отходит только один лист. При супротивном листорасположении в каждом узле находится пара листьев — один против другого. При мутовчатом листорасположении каждый узел несет три листа или более.

Листорасположение, величина и форма листьев демонстрируют приспособления к условиям освещенности. Расположение листьев на растении образует мозаику. В листовых мозаиках листья не затеняют друг друга и максимально поглощают свет.

С верхней и нижней сторон лист покрыт однослойной кожицей. Кожица — это покровная живая ткань. Ее клетки плотно сомкнуты между собой, в них отсутствуют хлоропласты.

Кожица защищает лист от избыточной потери влаги и служит для механической опоры. На поверхности клеток кожицы могут располагаться волоски и шипики различной формы. Часто кожица выделяет кутикулу, или восковидный налет, которая предохраняет растение от испарения.

Для обеспечения водо- и газообмена между клетками кожицы находятся устьица.

Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) — только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа.

Устьица представляют собой щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Они смыкаются между собой противоположными концами. В отличие от других клеток кожицы в них находятся хлоропласты. Для замыкающих клеток устьиц характерно неравномерное утолщение их оболочек.

Оболочка, обращенная к щели, толстая, а задняя стенка клетки — более тонкая и эластичная. При увеличении тургорного давления в замыкающих клетках тонкая стенка выпячивается, а передняя стенка становится вогнутой и вся клетка изгибается в направлении от щели. Устьице при этом открывается.

При снижении тургорного давления клетки принимают нормальную форму и устьичная щель закрывается.

Между верхней и нижней кожицей в листе располагается основная ткань (паренхима). Это живая фотосинтезирующая ткань, в клетках которой имеется много хлоропластов. Основная ткань обычно подразделяется на два слоя — столбчатую и губчатую паренхиму. Под верхней кожицей находится столбчатая, или палисадная, паренхима, состоящая из одного ряда клеток.

Клетки удлиненной формы, плотно прилегают друг к другу, имеют много хлоропластов. Столбчатая паренхима — это основная ассимиляционная ткань. Под столбчатой паренхимой расположена губчатая, или рыхлая, паренхима. Ее клетки имеют неправильную форму, между ними располагаются крупные межклетники, заполненные воздухом.

В клетках губчатой паренхимы хлоропластов меньше, чем в клетках столбчатой.

Проводящий пучок листа, или жилка, состоит из сосудов древесины, ситовидных трубок луба и механической ткани. Между лубом и древесиной в пучках нет камбия. Древесина в пучке обращена к верхней стороне листа, а луб — к нижней.

Процессы дыхания в тканях листа протекают постоянно — как днем, так и ночью. В противоположность дыханию световая фаза фотосинтеза, во время которой происходит выделение кислорода, протекает только днем, на свету.

Эти процессы связаны с газообменом, который регулируется работой устьиц. При фотосинтезе из внешних неорганических веществ (углекислого газа и воды) создаются органические вещества, при этом поглощается энергия света и выделяется кислород.

В процессе дыхания, наоборот, органические вещества расходуются, запасается энергия, которая необходима для жизнедеятельности, поглощается кислород, а выделяются углекислый газ и вода.

Газовый баланс растения можно представить так: растения поглощают больше углекислого газа, чем выделяют при дыхании, и выделяют больше кислорода, чем поглощают при дыхании.

Испарение воды растением называется транспирацией. Вода испаряется через всю поверхность тела растения, но особенно интенсивно через устьица в листьях. Значение транспирации: она принимает участие в передвижении воды и растворенных веществ по телу растения; способствует углеводному питанию растений; защищает растения от перегрева.

Листопад представляет собой адаптацию растений к сезонным изменениям климата, из-за которых происходит уменьшение испарения воды осенью и зимой.

С понижением температуры всасывание воды корнями снижается, и поэтому растение может обезводиться и погибнуть. Сбрасывание листвы уменьшает общую площадь поверхности дерева, что предотвращает поломку ветвей при снегопаде.

Перед листопадом хлорофилл разрушается, а каротиноиды становятся видимыми. Они придают желтую, оранжевую и красную окраску листьям.

Видоизменения (метаморфозы) листа: колючки (кактус, барбарис), усики (горох), листья насекомоядных растений (росянка, венерина мухоловка).

Источник: https://shollsoch.ru/2018/04/01/%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2-%D0%B2-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8/

Строение растений

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

Мы продолжаем знакомство с растениями, и сегодня на уроке рассмотрим их строение.

Все живые организмы состоят из сходных веществ: неорганических и органических. Неорганические вещества — это вода и минеральные соли. Органические вещества — это сахар и крахмал.

Вы уже знаете, что среди растений есть деревья, кустарники и травы. Как бы ни различались растения по внешнему виду, большинство из них имеет сходное строение. Все растения состоят из органов. У них есть корень, побег, цветок и плод с семенами.

Корень – находится в почве, поэтому его называют подземным органом растения. А побег, цветок, плод с семенамиэто надземные органы. Сейчас мы познакомимся с ними поближе.

Кореньрастёт вниз и закрепляет растениев почве. Из почвы он поглощает необходимые растению воду и минеральные вещества.

Корни различных растений могут отличаться по внешнему виду.     

Иногда в корнях могут откладываться в запас питательные вещества, и тогда у них изменяется внешний вид. Редис, морковь, свёкла запасают питательные вещества в корнях, которые правильно называть корнеплодами.

Часть растения,  которая находится над землёй, называется побегом. Побег развивается из почки. Побег состоит из стебля, листьев и почек.

Стебельорган растения, который несёт на себе листья, цветки и плоды. Стебли выносят листья вверх к солнечному свету и соединяют их с корнями.

У большинства растенийстебли прямостоячие, они растут вертикально вверх.

Стебли также могут обвиваться вокруг опоры, например у вьюнка, или стелиться по земле, например у живучки.

Побег

Рассмотрим строениепочки. Снаружи они покрыты плотными кожистыми чешуйками. Чешуйки защищают внутренние части почек от повреждений и неблагоприятных условий внешней среды.Почки у растений бывают двух видов: листовые и цветочные.

У листовых и цветочных почек под чешуйками находятся маленькие зелёные листья. Они расположены на очень коротком стебле. Внутри цветочных почек, кроме листьев, находятся маленькие цветочные бутоны.

Цветочные почки крупнее листовых, и имеют более округлую форму.

У разных видов растений почки располагаются по-разному на побегах, они имеют разную форму, величину и окраску. По этим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Лист также является частью побега. Листья различных видов растений очень отличаются друг от друга. Они могут иметь различную форму, например округлую, овальную, линейную, сердцевидную и лопастную.

У одних растений листья очень крупные, у других – совсем мелкие. Например, в оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растениеВикторию амазонскую, которая родственна нашим кувшинкам.

Лист виктории так велик, что на него, как на плот, может сесть маленький ребенок, и лист удержит его на воде.

У большинства растений лист состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Листовая пластинка – это расширенная часть листа, в большинстве случаев она имеет зелёную окраску.

Снизу она переходит в черешокзауженную  часть листа. С его помощью листовая пластинка прикрепляется к стеблю. У листьев некоторых растений, например алоэ, черешка нет.

Они прикрепляются к стеблю нижней частью листовой пластинки.

Лист

Листья разделяют на простые и сложные. Простые листьясостоят из одной листовой пластинки. Они характерны, например, для липы, клёна, дуба.

Сложные листьясостоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для каштана, рябины и других растений.

Листья

Цветок – самый красивый орган. Цветок, так же как и побег, развивается из почки. Крупные цветки обычно развиваются по одному на побеге. Мелкие цветки чаще всего расположены группами, т. е. собраны в соцветия. Соцветия характерны, например, для ромашки, груши, укропа и сирени.

Вы, конечно, обращали внимание на разнообразие форм, красок и ароматов цветков растений. Но все они имеют общие черты строения. Внизу цветка находятся чашелистики. Чаще всего они зелёные и напоминают листья растений.

Выше чашелистиков расположены лепестки. В середине цветка находится пестик, а вокруг него тычинки. В них находится пыльца. Для того чтобы образовался плод, пыльца из тычинок должна попасть на пестик.

К концу лета почти все растения отцветают.

Цветок

На месте цветов образуются плоды. Они развиваются из цветков, прежде всего из нижней части пестика. Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Они постепенно растут и созревают.

Разные растения имеют разные плоды.

Это яркие с сочной мякотью ягоды рябины, винограда и малины, сочные плоды абрикоса, персика и апельсина, совсем сухие крылатки клёна, одетые в крепкую скорлупу орехи лещины, и плод гороха.

Плоды

У одних растений внутри плода находится одно семя, у других – много. Плоды защищают семена от повреждений. Жизнь растения начинается с семян.

Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. У орхидей семена насколько малы, что их можно рассмотреть только под микроскопом.

А у некоторых пальм масса семян достигает нескольких килограммов.

Познакомимся со строением семени фасоли. У фасоли семена крупные. Одна из сторон семени выпуклая, другая вогнутая. Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой.

Она защищает семя от высыхания и повреждений. Под семенной кожурой находится зародыш. Зародыш — это маленький новый организм.

В крупных семядолях содержится запас питательных веществ, которые нужен для роста зародыша.

Семя фасоли

Подведём итог. Все растения состоят из органов. У них есть подземный органкорень, и надземные органыстебель, листья, цветок и плод с семенами.

Источник: https://videouroki.net/video/7-stroieniie-rastienii.html

Органы растений. Формируем основные биологические понятия

Значение листьев, цветов, семян, корня, стебля в жизни растений

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.

Органы растения делятся на:

  • вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

  • генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2

Рабочая тетрадь разработана к учебнику «Биология. 6 класс» (авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко), входящему в систему «Алгоритм успеха».

Содержит проблемные и тестовые задания, позволяющие учителю организовывать дифференцированную практическую работу шестиклассников, формировать основные биологические понятия, эффективно осуществлять контроль знаний, привлекая учащихся к самооценке учебной деятельности.

Купить

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

Строение цветка, семени, различных плодов и сложные процессы опыления и оплодотворения подробно разбираются в главе № 2 учебника «Биология. 6 класс» под редакцией И.Н. Пономаревой, а мы переходим к вегетативным органам растений.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

  • полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

  • геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.

Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.

Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

  • стержневую,

  • мочковатую,

  • смешанную.

Если растение проращивали из семени, первым формируется главный корень, на котором активно растут боковые корешки и формируют корневую мочку растения. У некоторых луковичных растений главный корень практически не развивается, вместо этого активно формируются множественные придаточные корни. Такая же корневая система формируется при размножении растения черенком.

У некоторых растений, например у довольно популярных фаленопсисов — орхидей, развиваются воздушные корни, которые растение использует не только для поглощения питательных веществ, но и как опорные.

Существуют водяные корни и корни-присоски у растений паразитов.

Стебель — надземный орган растения, с неограниченным верхушечным ростом. Благодаря проходящим в стебле сосудистым пучкам обеспечивается питание всего растения.

Стебель служит опорой для листьев и обеспечивает их оптимальное размещение относительно источников света.

Побег — стебель, на котором есть листья и почки. Если в течение сезона почка не раскрывается, ее называют спящей. При повреждении основного стебля они трогаются в рост и дают начало новым побегам.

У некоторых растений побеги могут видоизменяться. Не смотря на один корень слова, корневище — это модификация стебля, а не корня растения.Также видоизменениями стебля являются колючки у барбариса и усики у винограда.

Лист — боковой вегетативный орган растения ограниченного роста. У листа выделяют листовую пластину, прилистники, черешок.

У однолетних растений лист погибает вместе с растением. У многолетних растений, таких как деревья и кустарники, лист является возобновляемым органом.

Осенью происходит листопад, выполняя очистительную функцию, а с началом весны почки пробуждаются и появляются новые листья. У однодольных растений лист нарастает основанием, у двудольных всей поверхностью.

Модификации листа — колючки кактуса, усики гороха.

Главное назначение листа — обеспечение процессов фотосинтеза, испарения воды, газообмена и дыхания растений.

Уверены, после внимательного прочтения статьи и изучения дополнительных материалов в учебнике «Биология 6 класс» под редакцией И.Н.Пономаревой на портале LECTA, любой ученик с легкостью сможет назвать органы растения.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/organy-rasteniy/

Лечим Сами
Добавить комментарий