Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Особенности адаптационных реакций организма на физические нагрузки оздоровительного характера у детей 8-10 лет с нарушением зрения

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Ключевые слова: адаптационные реакции, нарушения зрения у детей, гиподинамия, медико-антропологический подход, комплекс оздоровительных мероприятий.

Введение. В публикациях последних лет [1, 2] констатируется, что высокая стрессогенность социально-экономических факторов, эколого-гигиенических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливают прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоматического здоровья населения.

В первую очередь вызывает опасение увеличение количества детей, имеющих физические и функциональные нарушения со стороны различных систем организма. Нарушения зрения занимают в перечне заболеваемости одно из центральных мест.

С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при влиянии неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением [5 – 7].

Для детей с патологией зрения характерны гиподинамия и низкий уровень развития двигательной активности, что не может не сказаться на их психосоматическом развитии. В связи с этим социально значимым и актуальным является совершенствование коррекци-онно-педагогической и лечебно-восстановительной работы с данным контингентом детей [2 – 4].

Специфика лечебно-коррекционного режима в процессе физического воспитания определяется особенностями развития детей, обусловленными нарушениями зрения.

В настоящее время все активнее ведется поиск новых подходов к воспитательно-оздоровительной работе с детьми, основанных на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.

Адаптация ребенка в современных условиях существования -сложный поэтапный процесс.

В целом сущность процесса приспособления ребенка к окружающей природно-социальной среде нельзя считать достаточно изученной, поэтому адаптация и сегодня – источник интенсивных научных дискуссий.

Недостаточно освещены обоснованность и эффективность применения комплекса оздоровительных технологий в состоянии здоровья детей с нарушениями зрения, уровень их физического развития и динамики состояния зрительного анализатора.

В литературе недостаточно сведений о влиянии на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, иммунологические показатели системы крови таких распространенных методов оздоровления, как лечебная физическая культура, физическое воспитание, массаж при закаливании детей с нарушенным зрением.

Актуальность данного исследования заключается в том, что разработка и внедрение доступных и эффективных методов коррекции отклонений зрительного анализатора с использованием традиционных и нетрадиционных методов будут способствовать повышению социальной и биологической адаптации детей с нарушением функций зрения.

Целью исследования было выявление особенностей изменения морфофункционального и психофизиологического развития детей с нарушением функции зрения в процессе их адаптации к продолжительным физическим нагрузкам оздоровительного характера.

Организация исследования. Исследования проводились с 2000 по 2004 г., в шесть этапов, на базе муниципального образовательного учреждения № 440 г. Челябинска, факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета и иммунологической лаборатории Городской клинической больницы № 5 г. Челябинска.

В 2001 – 2004 гг. комплекс оздоровительных технологий внедрялся в режим дня специализированного образовательного учреждения.

В динамических исследованиях (всего 234) приняли участие 75 школьников. Из них было сформировано две группы детей с амблиопией и косоглазием: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы.

ЭГ составили 20 школьников (8 мальчиков и 12 девочек), КГ – 19 школьников (8 мальчиков и 11 девочек). Динамические наблюдения за данными группами проводились в течение 2001/2002, 2003/2004 учебных годов (в начале и конце).

Обследовались одни и те же дети..

Научное исследование проводилось по специальным программам коррекции состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уровня физического развития и состояния зрительного анализатора, изменения и ликвидации факторов риска.

Осуществлялся промежуточный и общий контроль эффективности реализуемых программ, проводилось определялась динамика показателей сердечно-сосудистой системы, иммунологических показателей системы крови, состояния дыхательной функции, зрения, выраженности факторов риска.

Применяемый в исследовании медико-антропологический подход соответствовал требованиям, принятым в отечественной антропологии и стандартам Всемирной Организации Здравоохранения (1991).

Для решения поставленных задач были избраны такие методы исследования, которые, с одной стороны, позволяли получить как можно больше информации о физическом, психическом и биологическом состоянии детей, с другой стороны, не вызывали у школьников неприятных ощущений.

Кроме того, было важно, чтобы испытуемые сознательно участвовали в проведении исследования, для чего детей перед обследованием инструктировали о цели и содержании предстоящих манипуляций, а с педагогами и родителями проводились регулярные семинары психолого-педагогического и медико-биологического направлений.

Результаты исследований.

Показатели физического развития детей 8-10лет с амблиопией и косоглазием ЭГ и КГ в процессе применения комплекса оздоровительных мероприятий.

Исходные показатели длины и массы тела детей с амблиопией и косоглазием обеих групп достоверно не отличались друг от друга. В сентябре 2001 г. показатели средней длины тела у детей ЭГ составили 123,15±1,45 см, а у детей КГ 122,89±1,00 см. В апреле 2004 г. средняя длина тела детей ЭГ оказалась достоверно выше (р

Источник: http://sportfiction.ru/articles/osobennosti-adaptatsionnykh-reaktsiy-organizma-na-fizicheskie-nagruzki-ozdorovitelnogo-kharaktera-u-detey-8-10-let-s-narusheniem-zreniya/

Физиологические особенности реакций организма детей и подростков на физические нагрузки

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Урокифизической культуры должны повышатьустойчивость организма школьников кфизическим нагрузкам и быть направленына улучшение физического и функциональногоразвития, повышения работоспособности,сохранение и укрепление здоровьяучащихся.

Медико-биологической основойэтих процессов являются физиологические,биохимические и морфологическиеизменения, возникающие во время занятийфизическими упражнениями, а такжесовершенствование нервной и гуморальнойрегуляции функций организма учащихся.

Одно из основных физиолого-педагогическихтребований урока физической культурысостоит в получении тренировочногоэффекта. В физиологическом отношениитренировочный эффект заключается,прежде всего, в повышении функциональныхвозможностей различных органов и системи развитии адаптации организма кфизическим нагрузкам.

Тренировочный эффект возникает,если нагрузка достигает или превышаетпороговую величину, которая всегдадолжна быть выше обычной повседневной(бытовой) нагрузки. Выбирая величинупороговой нагрузки, следует учитыватьфункциональные возможности организма,возраст и пол школьников.

Одна и та женагрузка может быть выше или нижепороговой для школьников разноговозраста (младший, средний, старший) иразного пола. Для решения различныхзадач урока (вводная, основная,заключительная) величина пороговыхнагрузок также должна быть различной.

Из сказанного следует, что для правильногои грамотного проведения занятий педагогунеобходимо знать и учитывать целый рядметодических и медико-биологическихположений.

В соответствии с фазовым протеканиемадаптационных изменений тренировочныйэффект физических упражнений можетбыть различным: срочным, отставленным(пролонгированным) и кумулятивным.

Срочный эффектнагрузкипроявляется функциональными изменениямив организме во время или вскоре послеокончания нагрузок (до 30-60 мин). физиологическая особенность срочногоэффекта заключается в том, что онформируется на основе готовых, ранееобразованных механизмов регуляции ипрограмм приспособления и характеризуетсяизбыточной активацией различных органови систем.

Отставленный тренировочныйэффектнаблюдается на поздних фазахвосстановления и в физиологическомотношении представляет собойпродолжительную деятельность различныхорганов и систем на повышенном уровнеих функционирования. Именно отставленныйэффект способствует развитию в организмеявлений суперкомпенсации.

Кумулятивный эффектвозникает как результат последовательногосуммирования срочных или отставленныхи формируется на основе вновь создаваемыхпрограмм и механизмов приспособления.

В кумулятивном эффекте возникаютизменения, – связанные с усилениемсинтеза нуклеиновых кислот и белков,способствующих развитию долговременнойадаптации.

Кумулятивный эффект выражаетсяв улучшении физического и функциональногоразвития, повышении работоспособностии вызывает две основные физиологическиеперестройки: а) увеличение функциональныхрезервов организма; б) повышениеэкономичности (эффективности) деятельностиразличных органов и систем.

Продолжительность упражненийтесно связана со скоростью их выполненияи определяется характером энергообеспечения.

Так, при выполнении упражнений вмаксимально возможном темпе в течение3-10 сек энергообеспечение осуществляетсяпо креатинфосфатному механизму, приработе от 20 сек до 3-5 мин – гликолитическому( лактатному) и при умеренной нагрузкев течение десятков минут и несколькихчасов развертываются аэробные реакции.

Существенное значение имеетпродолжительность интервала отдыхамежду нагрузками. Если нагрузки невеликии отдых между ними достаточен, тошкольники работают при аэробномэнергообеспечении; если нагрузкибольшие, а отдых мал –при анаэробномэнергообеспечении.

Увеличение числа повторений упражненийв аэробных условиях повышает функциональныевозможности кислородтранспортнойсистемы и физическую работоспособность,а при увеличении числа повторений ванаэробных условиях – наступаетистощение механизмов энергообеспеченияи снижаются функциональные возможностиорганизма.

Особенностью деятельностисердечно-сосудистой системы у детей впервые годы регулярных занятий физическимиупражнениями с определенными нагрузкамиявляется преобладание процессовгипертрофии миокарда и более умеренноерасширение полостей сердца.

Под влияниемумеренных физических нагрузок ушкольников и студентов улучшаетсявзаимодействие анализаторных систем,нормализуется кислотно-щелочной балансорганизма, ускоряется восстановлениемышечного тонуса, а также совершенствуютсяфильтрационные, водо-, ионо- иосморегулирующие функции почек.

Лица,не занимающиеся регулярно физическимиупражнениями, при нагрузках характеризуютсяболее ранним метаболическим ацидозоми коротким аэробно-анаэробным переходом,что является факторами, лимитирующимифизическую работоспособность испособствующими возникновению отдельныхзаболеваний.

В процессе систематическихзанятий определенным видом труда ворганизме человека формируетсяспециальная функциональная системаадаптации.

Так,у занимающихся физической культуройснижение частоты тренировок до двухраз в неделю позволяло поддерживать(но не повышать) величину МПК и другие(но не все) функциональные показателитренировочных эффектов на относительнопостоянном уровне (рис. 101). Снижениечастоты тренировок до одного, раза внеделю лишь задерживало, но не предотвращалоисчезновения положительных тренировочныхэффектов.

Источник: https://studfile.net/preview/2230319/page:38/

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

зычным активность обеспечивается прежде всего работой мышц. В свою очередь мышечная деятельность требует активизации многих функциональных систем организма, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Значительно ускоряются также, процессы обмена веществ, процессы выделения, особенно потоотделение.

Физические нагрузки способны стимулирующее влиять на саму опорно-двигательную систему, совершенствовать двигательные качества.

Но следует помнить, что стимулирующий и тренировочный влияние на развитие детей способны осуществлять только такие физические нагрузки, которые соответствуют возрастным возможностям и, прежде всего, возрастным возможностям опорно – двигательного аппарата детей.

В дошкольном возрасте двигательные качества и особенно выносливость мышечной системы относительно низкие и дети не способны долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность выдерживать физические нагрузки в некоторой степени начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 лет. В 11-12 лет наиболее интенсивно развивается мышечная работоспособность.

Так, как что в 10 лет дети способны выполнять динамической работы на 50% больше, чем в 7 лет, то в возрасте 14-15 лет уже на 300-400%. Мощность возможной работы за период с 7 до 11 лет растет всего на 30%, а в период с 11 до 16 лет – более чем на 200%.

В этот же период у детей стремительно нарастает работоспособность к статическим нагрузкам, хотя общий ее уровень и в 16 лет не превышает 70% таковой у взрослых людей.

По данным А. Г. Хрипкова с соавт. (1990) возрастные особенности мышечной работоспособности неотъемлемо связаны с особенностями высшей нервной деятельности, что происходит на процессах тренировки.

Так, тренировки по одинаковому виду работы требует у 14-летних подростков в 2 раза больше времени, чем у взрослых.

Мощность работы подростков не превышает 70% той, что могут выполнять взрослые, тогда как время для отдыха и восстановления функций после этой работы подросткам погребной в 4 раза больше, чем взрослым.

При динамической работе утомляемость как парней, так и девушек одной возрастной группы развивается почти с одинаковой скоростью. В то же время сила и выносливость мышц у девушек в среднем ниже, чем у мужчин.

Девушки способны также выполнять значительно меньшую по объему работу, чем их сверстники – ребята, к тому же функциональные нарушения в организме девушек вследствие работы в подавляющем числе случаев более существенные, что требует большего времени на отдых.

У девочек медленнее происходит адаптация к физическим нагрузкам (тренировок), быстрее падает работоспособность в процессе физических нагрузок.

Недостаточный срок отдыха детей как после длительного умственного, так и физического (во время тренировок в спортивных секциях) нагрузок приводит к накоплению усталости и даже к хроническому переутомления, признаками которого являются снижение работоспособности, активности, снижение защитных сил (иммунитета), функциональные расстройства в организме и т. п. Основные возможные признаки появления различных степеней переутомления приведены в табл. 23.

Оптимальным возрастом для начала систематических физических тренировок (занятий спортом) считается возраст 9-10 и 13-14 лет, что обусловлено возрастными периодами наиболее интенсивного формирования двигательной системы и двигательных качеств.

Высокие спортивные достижения (особенно в гимнастике, танцах, катании на коньках и т. Д.

) Дети могут проявить уже в подростковом возрасте, но следует помнить, что этот период связан с половым созреванием и глубокими функциональными перестройками в организме детей, поэтому мало тренированных детей следует ограниченно нагружать работой, которая требует максимальной силы и выносливости.

Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека, потому что именно они лучше всего способствуют формированию двигательных умений и навыков. Физиологический смысл тренировочных упражнений состоит в образовании динамического стереотипа.

В начале выполнения тех или иных неизвестных упражнений возбуждения в коре мозга и в двигательных центрах очень распространено, поэтому движения могут мать не скоординированный характер, выглядеть не уравновешенными и неадекватными, что обусловлено сокращением многих мышц, которые даже не имеют ни какого отношения к определенного двигательного акта.

В результате этого развивается общее торможение, быстро приводит к общему усталости.

Впоследствии, за счет дальнейших тренировок, возбуждения в коре локализуются и активизируют лишь ограниченное количество мышц, непосредственно связанных с тем или иным двигательным актом. Постепенно движения становятся более четкими, свободными, координированными и экономными, что достигается образованием стереотипов (автоматизма) тех или иных двигательных

Таблица 23

Основные симптомы состояния организма при различных степенях переутомления (по В. И. Бобрицкое, 2000)

Симптомы состояния ребенкаСтепень переутомления
Не значительныйлегкийсреднийЯсно
Снижение работоспособностиНезначительноеЗаметноеПовышенноеСущественное
Появление признаков усталостиПри усиленной нагрузкеПри обычной нагрузкеПри облегченном нагрузкеБез нагрузки
Компенсация волевыми усилиями пониженной работоспособностиНе нужнаПолнаяЧастичнаяНезначительная
Эмоциональные сдвигиИногда снижение интереса к работеИногда неустойчивость настроенияРаздражительностьПодавленное состояние, сильная раздражительность
Расстройства снаТрудно просыпатьсяТрудно высыпатьсяСонливостьБессонница
Снижение умственной работоспособностиНе имеетТрудно сосредоточитьсяУхудшение памятиЗаметное ослабление внимания и памяти
Пути коррекции (улучшение) состояния организма
Рационализация режимов труда и отдыхаОтпуск или отдых от напряженных занятий (10 дней)Длительный отпуск или отдых от занятий (до ЗО дней)Лечение и длительный отдых от занятий

действий. Продолжая соответствующие тренировки можно достигать увеличения мощности и силы именно тех мышц, которые выполняют определенные упражнения, проявляет такую закономерность их развития, как системогенез. Именно в этом и заключается эффект тренировки.

Вместе с развитием конкретных функций, физические тренировки положительно влияют на развитие многих других систем, обеспечивающих жизнь: сердечно-сосудистой, дыхательной и так далее. В результате одну и ту же работу тренированный человек выполняет с меньшими функциональными потерями.

При физической нагрузке у спортсменов обычно растет не только частота сокращений сердца, а и мощность их работы; не только частота дыханий, а и их глубина – что в целом лучше обеспечивает организм обменными процессами при меньших общих затратах энергии и силы.

В этом реализуются такие закономерности развития, как “системогенез” и “энергетическое правило мышц”.

Физические тренировки детей развивают не только их физическую силу и выносливость, но и способствуют укреплению общего здоровья, положительно влияют на общее физическое и умственное развитие и психическое состояние.

Наиболее интегральным показателем физического развития детей является оценка их физической работоспособности, которую можно определить, например, по методике Стэпп-теста. Эта методика не требует сложных приспособлений и может быть реализована в любых условиях.

Известно, что наиболее адекватным показателем тяжести физической нагрузки частота сердечных сокращений (или частота пульса), которая находится почти в прямой зависимости от мощности работы.

Линейный участок такой зависимости наблюдается в пределах от начального (до рабочего) пульса до уровня 170 ударов в минуту.

Если уровень нагрузки будет продолжать расти, то больше 170 ударов в минуту пульс уже будет увеличиваться по экспоненте, то есть не линейно.

В разных лиц (в зависимости от возраста, пола, тренированности) пульс достигает 170 ударов в минуту при разной мощности работы. На этом основании разработан тест для определения физической работоспособности PWC170 (Physical Working Capasity -170).

Смысл теста PWC170 заключается в том, чтобы определить, какой мощности работу (в килограммометрах в минуту – кГм / мин.) Может развить индивидуально каждый человек при пульсе 170 ударов в минуту, что и принимается, уровня работоспособности. На практике принято приводить этот показатель до одного критерия во всех обследованных, например, определять в пересчете на 1 кг массы тела.

С другой стороны, если принять частоту пульса критерия уровня физической или умственной нагрузки, то пульс 170 ударов в минуту соответствует субмаксимальная уровню такой нагрузки. Таким образом, с помощью теста PWC170 можно определить, какая работа для любого человека будет субмаксимальная (табл. 24).

Таблица 24

Критерии тяжести и напряженности труда по частоте пульса и энергозатратами (В. В. Розенблат, 1975)

Категория тяжести труда Уровень тяжести трудаПоказателипульса, ударов в мин.Приблизительные расходы энергии, ккал / мин.
И• очень легкая работа (состояние покоя) 60 с – оценка “отлично”, 40-59 с – “хорошо”, 170,860

Таблица ЗО

Критерии оценки уровня развития кардио-респираторной системы по показателю максимального употребления кислорода (МВК / кг), мл / кг (А. А. Гуминский с соавт., 1990)

Значение МВК / кгУровень развития кардио-респираторной системы
РебятаДевушки
55-6045-50Отличный
50-5440-44Добрый
45-4935-39Удовлетворительное

Источник: https://studbooks.net/11594/meditsina/osobennosti_reaktsiy_organizma_detey_fizicheskuyu_nagruzku

Возрастные особенности двигательной деятельности

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

В течение онтогенеза формируется и еще одно из важнейших качеств организма — выносливость, т.е. способность организма к продолжительному выполнению деятельности того или иного вида.

Двигательная деятельность формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным).

Для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных качеств и навыков, помимо выполнения определенных видов целенаправленных физических упражнений, дети нуждаются в удовлетворении естественной суточной потребности организма в движении.

Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме за сутки дети 7—10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. У подростков суточное количество локомоций повышается.

Работоспособность мышц зависит от целого ряда факторов (рис. 12).

Рис. 12. Работоспособность мышц

Иногда в процессе работы в мышцах развивается утомление. Утомление представляет собой временное снижение или потерю работоспособности отдельной клетки, ткани, органа или организма в целом, наступающее после нагрузок (деятельности).

Утомление мышц происходит при их длительном сокращении (работе) и имеет определенное биологическое значение, сигнализируя о частичном истощении энергетических ресурсов.

При утомлении понижаются функциональные свойства мышцы: возбудимость, лабильность и сократимость.

И.М. Сеченов, исследуя свойства мышц, установил, что работоспособность утомленной правой руки восстанавливается полнее и быстрее после активного отдыха, т.е. отдыха, сопровождаемого работой левой руки.

Таким образом, активный отдых, сопровождающийся умеренной работой других мышечных групп, оказывается более эффективным средством борьбы с утомлением двигательного аппарата, чем покой.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников.

Мониторинг состояния здоровья и физической работоспособности школьников 11-15 лет дал основание рассчитать для них «высокий» уровень двигательной активности (гигиеническая норма — 21—30 тыс. локомоций, динамический компонент 20—24%).

Учащиеся этого же возраста при двигательной активности в 2—3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии «двигательного голода», т.е. гиподинамии.

У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность.

Кроме того, неэкономично функционируют сердечно-сосудистая система и органы дыхания при физических нагрузках (при выполнении физических упражнений; в процессе общественно полезного, производительного труда и др.).

Однако даже у здоровых, гармонично развивающихся детей одна лишь периодическая, спонтанная двигательная активность и уроки физической культуры не могут обеспечить оптимальный суточный минимум движений, что диктует необходимость организации для них активного отдыха после третьего или четвертого урока и после окончания уроков, перед приготовлением домашних заданий. При этом наибольший акцент целесообразно делать на плавание, которое в последнее время занимает одно из первых мест с точки зрения оздоровительного влияния на организм ребенка.

Помимо гиподинамии на функционирование организма детей и подростков может оказывать влияние и чрезмерная двигательная активность. Чаще всего она обусловлена чрезмерными физическими или спортивными нагрузками (тренировками, соревнованиями и др.) на фоне большого эмоционального напряжения.

Комплекс этих факторов может спровоцировать ряд неблагоприятных изменений в строении и работе опорно-двигательного аппарата: растяжение связок, деформацию межпозвонковых дисков, изменения в суставах и связанные с этим нарушения функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, а также ослабление иммунитета и существенное снижение сопротивляемости организма различным инфекциям.

В ходе развития у детей и подростков могут наблюдаться различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Привычное положение тела человека во время ходьбы, в положениях стоя и сидя в процессе работы называют осанкой.

Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым положением головы, прямыми ногами без уплощения стоп.

При правильной осанке оптимально функционируют системы органов движения, правильно размещены внутренние органы и расположен центр тяжести.

Целый ряд причин, таких как нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки, приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения.

Искривления позвоночника возникают в период роста костей. При отсутствии своевременного внимания дефекты осанки, возникшие у детей еще в дошкольном возрасте, в период школьной жизни существенно прогрессируют.

Нарушению осанки способствуют и усвоенные вредные привычки: сидеть, горбясь (кифоз) или горбясь и искривляя позвоночник в бок (кифосколиоз) в поясничном и грудном отделах; стоять с упором на одну ногу; ходить с наклоненной вниз головой и т.д.

Нарушениям осанки и искривлению позвоночника может способствовать также неправильная организация ночного сна.

Общеукрепляющими организм оздоровительными мерами являются: рациональный распорядок дня, гигиенически полноценный сон, полноценное питание и закаливание.

Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, чаще обеих, называется плоскостопием. Это довольно распространенное нарушение опорнодвигательного аппарата. Оно сопровождается жалобами на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже — врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим.

Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно, если нагрузка на связки, мышцы и кости не соответствует гигиеническим требованиям (избыточная масса тела, переноска чрезмерных для возраста тяжестей, ношение обуви без каблука).

Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие сопровождает заболевания нервной системы, чаще всего это следствие детского паралича.

Профилактировать плоскостопие можно, если воспитать у ребенка правильную походку. Носки при ходьбе и в положении стоя должны смотреть прямо вперед, нагрузка должна приходиться на пятку, I и V пальцы, а внутренний свод не должен опускаться.

Рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают подвижные игры (волейбол, футбол и др.).

Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям.

  • 1. Перечислите факторы, определяющие работоспособность мышц.
  • 2. Охарактеризуйте механизм развития утомления.
  • 3. Поясните опасность гиподинамии.
  • 4. Охарактеризуйте нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактику.

Источник: https://studref.com/652732/meditsina/vozrastnye_osobennosti_dvigatelnoy_deyatelnosti

Лечим Сами
Добавить комментарий