Основные принципы диспансеризации детей

Основные принципы диспансеризации детского населения

Основные принципы диспансеризации детей

В нашей стране проводится диспансеризация всего детского населения. Особенность диспансеризации детей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка практически начинается до его рождения. Активно внедряемый в практику советского здравоохранения дородовой патронаж привел к тому, что в последние годы матери 80—85% новорожденных находились на дородовом патронаже (А. С. Бойцова, 1974).

Дальнейшее наблюдение за детьми ведется в соответствии с возрастными группировками в дошкольных, школьных и других детских коллективах (школы-интернаты, специальные детские сады и школы и т. д.). Советская система здравоохранения и просвещения выработала специальные режимы развития, воспитания и оздоровления детей, направленные на формирование здорового поколения советских людей.

Дети первого месяца жизни не менее 3 раз осматриваются медицинской сестрой и 2 раза врачом (чаще на дому). Это позволяет выявить признаки врожденной патологии, пороки и аномалии развития, проконсультировать у специалиста и приступить к коррекции пороков и аномалий по показаниям.

Детей первого года жизни ежемесячно осматривает участковый педиатр. Прием детей ведется в комнате здорового ребенка, специально оборудованной наглядными формами, позволяющими обучить мать правилам гигиены, режима кормления, закаливания и т. д. На первом году жизни ребенку проводят многие профилактические прививки.

К концу первого года у ребенка уже прорезались зубы, формирование которых происходило в антенатальном периоде. Есть убедительные данные о том, что дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, туберкулез, гипертоническая болезнь, нефропатии и др.

) или перенесших в период беременности токсикоз, дети, рожденные недоношенными, перенесшие в период новорожденности гнойно-септические заболевания, получавшие антибиотики и т. д., имеют повышенный риск развития пороков твердых тканей в виде гипоплазий и аплазий.

Диагностика этих пороков и аномалий развития возможна к концу первого года жизни.

Своевременно принятые меры позволяют предотвратить развитие кариеса, а затем его осложнений.

В конце первого года жизни в истории развития ребенка пишется эпикриз с привлечением данных, полученных при лабораторном исследовании и обследовании ребенка другими специалистами.

В истории развития ребенка (форма № 112) в первом эпикризе должна быть запись стоматолога о количестве прорезавшихся зубов, их положении и состоянии твердых тканей.

Родителям надо дать совет об индивидуальном уходе за полостью рта ребенка, сроках обращения к стоматологу для профилактики стоматологических заболеваний.

При обнаружении патологии ребенок должен быть взят на лечение и диспансерное наблюдение стоматологом, необходимо утвердить с педиатром план комплексной терапии и применения средств профилактики (см. «Диспансеризация детей с кариесом зубов»).

Начиная с трех лет детей осматривают раз в год, в месяц рождения ребенка. При этом предусматривают обязательные лабораторные исследования крови, мочи, кала.

Детей пятого года жизни педиатр осматривает раз в год. Помимо педиатра, ребенка обязательно осматривают другие специалисты: оториноларинголог, окулист, стоматолог, хирург-ортопед, логопед и психоневролог.

Осмотр стоматолога, если он производится впервые, для 70% детей в этот период бывает запоздалым.

Такие осмотры позволяют до поступления ребенка в школу провести лечение выявленной патологии и коррекцию установленных отклонений в развитии.

На седьмом году жизни ребенок готовится к поступлению в школу. В индивидуальную карту развития ребенка все специалисты-педиатры вносят свои записи на основании обследования ребенка и формулируют рекомендации (форма № 26, утверждена МЗ СССР 16/VII 1945 г.).

В школе углубленный осмотр детей производит ежегодно школьный врач с участием специалистов.

Во время этих осмотров проводят антропометрию, спирометрию, динамометрию, измерение артериального давления, определение остроты зрения и слуха, по клиническим показаниям — функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, а также необходимые лабораторные и инструментальные исследования. Последовательность осмотра такова, что она предусматривает осмотр вначале врачами-специалистами, а в заключение школьным врачом. Школьный врач определяет уровень физического развития школьников и группу здоровья.

Участие стоматологов в проведении этой работы необходимо. Нередко стоматологи считают, что в это же время нужно проводить санацию полости рта. Такой подход к роли стоматолога в профилактических осмотрах неправильный. Задача профосмотров состоит в выявлении патологии и определении уровня физического развития школьника.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков МЗ СССР, в качестве критериев физического развития детей и подростков при комплексной оценке ее выдвигается наряду с длиной тела, погодовыми прибавками массы тела, оссификации кисти, развитием вторичных половых признаков число прорезавшихся постоянных зубов (Е. П.

Стромская и др., 1974).

Исходя из указанного, участие стоматолога в профосмотрах должно предусматривать заполнение пункта 10 индивидуальной карты ребенка (форма № 26) в следующей последовательности: количество прорезавшихся постоянных зубов, наличие кариеса и степень его активности (компенсированная, суб- и декомпенсированная форма); состояние прикуса, при наличии аномалии с указанием активнодействующих причин и факторов риска, состояние пародонта и гигиенический индекс.

Именно эти данные составляют основу определения физического развития ребенка и группы здоровья. Сведения о том, что ребенок нуждается в лечении аномалии прикуса или санации полости рта доводятся до сведения участкового стоматолога, обслуживающего детей данной школы.

Стоматологи участвуют в диспансеризации детей с рядом хронических заболеваний, таких, как ревматизм, нефропатии, заболевания желудочно-кишечного тракта, хронические тонзиллиты и т. д.

Больного ребенка с направлением от педиатра или другого специалиста педиатрического профиля стоматолог обязан тщательно обследовать, провести лечение и в карте диспансерного наблюдения записать развернутый стоматологический диагноз, указав активность развития процесса (кариес, гингивит, пародонтоз), тяжесть патологии (аномалии и деформации прикуса), количество прорезавшихся постоянных зубов, гигиенический индекс. Необходимо здесь же обосновать периодичность диспансеризации у стоматолога. Нужно подчеркнуть, что у стоматолога на диспансерном наблюдении находятся все дети участка, это же группа наблюдается со специальной периодичностью, учтенной при отборе детей на диспансерный учет. Ребенок, направленный педиатром, должен быть осмотрен и санирован. Контакт педиатра со стоматологом при наблюдении детей, отягощенных общей патологией, должен осуществляться в порядке двойного дифференцированного контроля.

Источник: http://www.medical-enc.ru/17/stomatologia/detskaya/printsipy-dispanserizatsii.shtml

Основные принципы диспансеризации детей

Основные принципы диспансеризации детей

Основной метод профилактики в педиатрии – диспансеризация здоровых детей. К 1997 г.. Педиатры наблюдали детей от рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время – до 18-летнего.

Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней.

В современных условиях диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник.

Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, что ребенок.

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения:

– Все дети в период новорожденности;

– Дети 1-го года жизни;

– Дети из групп риска;

– Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детские дошкольные учреждения;

– Дети, имеющие хронические заболевания. Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия:

1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска;

3) дообследование больных детей, нуждающихся в этом, с использованием всех современных методов диагностики;

4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. На каждого ребенка, подлежащего диспансерному наблюдению, заводится “Контрольная карта диспансерного наблюдения” (форма № 030 / у).

Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей различных возрастных групп. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Контрольная карта должна быть в первую очередь оперативным документом в работе врача.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные структурные подразделения детской поликлиники и организация их работы.

2. Основные направления работы участкового педиатра.

3. Организация лечебной работы на педиатрическом участке.

4. Организация профилактической работы.

5. Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.

6. Критерии распределения детей на группы здоровья.

7. Основные принципы диспансерного наблюдения детей, имеющих хронические заболевания.

8. Показания к направлению детей на стационарное лечение.

9. Тактика участкового педиатра при выявлении инфекционных заболеваний.

Тесты

1. Как часто участковый педиатр должен осматривать с профилактической целью ребенка в возрасте 2 года 2 мес, что относится к I группы здоровья?

A. 1 раз в неделю.

Б. 1 раз в месяц.

B. 1 раз в 3 мес.

Г. 1 раз в в мес.

Д. 1 раз в год.

2. Что из перечисленного входит в состав детской поликлиники?

A. Приемное отделение.

Б. мельцеровские боксы.

B. Кабинеты участковых педиатров.

Г. Отделение новорожденных.

Д. Реанимационное отделение.

3. Чем отличаются между собой III, IV и V группы здоровья?

A. уровень физического развития.

Б. уровень нервно-психического развития.

B. Частотой острых заболеваний.

Г. Стадиями хронического заболевания.

Д. частоту обострений хронических заболеваний.

4. Как часто участковый педиатр должен активно осматривать здоровых детей 4 года?

A. 1 раз в месяц.

Б. 2 раза в месяц.

B. 1 раз в год.

Г. 1 раз в 3 мес.

Д. 1 раз в 6 мес.

5. Сколько раз должны быть активно осмотрены участковым педиатром дома здоровые новорожденные на 1-м месяце жизни?

A. 1 раз.

Б. 2 раза.

B. С раза.

Г. 4 раза.

Д. 5 раз.

6. Что из указанного относится к первичной медицинской документации участкового врача-педиатра?

A. История болезни ребенка.

Б. Контрольная карта диспансерного наблюдения.

B. Статистический талон.

Г. Карта выбывшего из стационара.

Д. Листок врачебных назначений.

ОТВЕТЫ: 1 – Г; 2 – В; 3 – Г; 4 – В; 5 – В; 6 – Б.

Задачи

1. Ребенок, 6,5 мес, родилась после беременности с физиологическим течением, при нормальных родов. Родители здоровы. Находится на естественном вскармливании.

Улыбается, сидит самостоятельно, произносит отдельные слоги, пытается ползать. Во время объективного обследования патологии не выявлено.

Как часто участковый педиатр должен проводить активное наблюдение ребенка до достижения им 1-летнего возраста?

A. 1 раз в неделю.

Б. 1 раз в месяц.

B. 2 раза в месяц.

Г. 1 раз в 2 мес.

Д. 1 раз в 3 мес.

2. На амбулаторный прием пришла девочка, б лет, выписана из стационара, где находилась по поводу дискинезии желчных путей по гипотоническому типу. В настоящее время жалоб нет. Кожа и слизистые оболочки обычного цвета, чистые. Гипертрофия миндалин отсутствует.

Границы сердца не изменены, тоны ритмичные, звучные. Перкуторно над легочными полями ясный легочный звук. Дыхание везикулярное. Живот мягкий, чувствительный в правом подреберье. Симптомы Кера, Ортнера, Мерфи слабо положительные. Стул не изменены.

К какой группе здоровья следует отнести этого ребенка?

A. И.

Б. II.

B. III.

Г. IV.

Д. V.

3. Ребенок, 1,5 года, растет и развивается нормально. Переболела ОРВИ. Родители здоровы. Данные объективного обследования ребенка: кожа чистая, слизистая оболочка зева розовая, периферические лимфатические узлы не увеличены.

Со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем патологических отклонений не выявлено. Живот мягкий, безболезненный. Физиологические отправления в норме.

Которая должна быть частота профилактических осмотров для данного ребенка?

A. 2 раза в месяц.

Б. 1 раз в месяц.

B. 1 раз в 2 мес.

Г. 1 раз в 3 мес.

Д. 1 раз в 6 мес.

4. На педиатрическую участок из роддома прибыл новорожденный мальчик, родившийся доношенным от здоровых родителей. Длина тела в момент рождения 53 см, масса тела 3 500 г. Когда мальчик должен быть впервые осмотрен участковым педиатром?

A. В первые сутки после выписки из роддома.

B. В течение первых 3 суток после выписки из роддома.

В. В течение недели после выписки из роддома.

Г. Срок осмотра устанавливается по согласованию с родителями ребенка.

Д. Во время первого заболевания ребенка.

Ответы: 1 – В; 2 – Б; 3 – Г; 4 – Б.

Актуальность темы. За последние 10 лет повысилась заболеваемость так называемые управляемые инфекции – дифтерию, корь, коклюш, эпидемический паротит, туберкулез.

Эти заболевания имеют тяжелое течение, тяжелые осложнения, которые приводят к инвалидизации (например полиомиелит).

Вакцинопрофилактика – наиболее эффективно и экономически обоснованный способ уменьшения инфекционных заболеваний у детей.

Цель занятия. Уметь организовать работу кабинета вакцинопрофилактики детских инфекций детских инфекций, научиться оказывать неотложную помощь при поствакцинальных осложнениях.

Основная литература

Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб. и др .: Питер, 1999. – С. 179- 182,185-186.

Медицина детства / Под ред. П.С. Мощич: В 4 т. – М .: Здоровье, 1994. – Т. 1. – С. 118-128.

Дополнительная литература

Вакцинопрофилактика: Справочник для врачей / Под ред. В.К. И-точенка, HA Озерецковский. – М .: Б.и., 1994. – 179 с.

2. иммунопрофилактике инфекционных болезней и организация ее проведения: Пособие / HA Павлова и др. – К., 1999. – 47 с.

Вспомогательные материалы

Источник: https://studbooks.net/7688/meditsina/osnovnye_printsipy_dispanserizatsii_detey

Принципы диспансеризации детей с хронической патологией

Основные принципы диспансеризации детей

Диспансеризацию детей, страдающих хронической патологией, осуществляет участковый педиатр. Документация – карта диспансерного больного (ф. №030/у) – хранится в детских поликлиниках (картотека ф.030/у).

В данной учётной форме врачами-педиатрами и специалистами отмечаются даты посещения и следующей явки ребёнка на приём. Дубликаты ф.

№030/у находятся в детских дошкольных учреждениях и школах, которые обслуживаются медицинскими работниками данной поликлиники.

Связь участковой педиатрической службы с медицинскими работниками детских образовательных учреждений осуществляется через отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

Оптимизацией улучшения качества мониторинга детей, страдающих хроническими заболеваниями, является введение компьютерных программ диспансеризации данного контингента детей, которые позволяют более оперативно проводить своевременное клиническое, лабораторно-инструментальное обследования и проведение мероприятий по вторичной профилактике.

Ответственным за динамическим наблюдением этого контингента детей является участковый врач-педиатр, независимо от того посещает или не посещает ребёнок детское образовательное учреждение. Врачи-специалисты оказывают консультативную помощь по вопросам диагностики и восстановительного лечения.

Педиатр детского образовательного учреждения не имеет возможности обследования и проведения реабилитационных мероприятий этим детям и лишь проводит оздоровительные мероприятия (контроль питания, режим, физическое воспитание, витаминизация и др.).

При впервые выявленных функциональных нарушениях и хронических заболеваний у детей, после углубленных плановых профилактических осмотров (второй этап диспансеризации), врач детского образовательного учреждения должен ознакомить родителей с его результатами и отправить на приём к участковому педиатру для дальнейшего обследования с привлечением врачей-специалистов детской поликлиники, диагностического центра или на обследование в условиях стационара по профилю заболевания (третий этап диспансеризации, специализированный). Однако с учётом низкой медицинской активности населения, целесообразна отработка результативных форм преемственности.

Связь участковой педиатрической службы с медицинскими работниками детских образовательных учреждений по вопросам диспансеризации детей с хронической патологией должна осуществляться через «Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях».

Задачи заведующего отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях в вопросах диспансерного наблюдения за детьми с хронической патологией:

1. Осуществление преемственности в работе участковой педиатрической службы детской поликлиники и детских образовательных учреждений по вопросам диспансерного наблюдения за детьми с хронической патологией.

2. Ежегодная передача ведомостей (списков) детей с впервые выявленными отклонениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями на основании данных углубленных профилактических осмотров и передачи их через заведующих педиатрическими участками на диспансерный учёт участковой педиатрической службе.

3. Контроль проведения оздоровительных мероприятий этому контингенту детей педиатрами детских образовательных учреждений (контроль питания, витаминизация, физическое воспитание, в т.ч. закаливание, трудовое обучение, учебных нагрузок).

4. Организация медико-психологической и юридической помощи.

5. Профориентация детям и подросткам.

6. Организация летнего отдыха детей и подростков.

Обязанности педиатра детского образовательного учреждения по вопросам диспансерного наблюдения за детьми с хронической патологией:

1. Составление ведомостей (списков) детей и подростков с впервые выявленными отклонениями в состоянии здоровья (группа здоровья II) по результатам углубленного профилактического осмотра.

2. Составление ведомостей (списков) детей и подростков с впервые выявленными хроническими заболеваниями и требующими дообследования в условиях третьего, специализированного этапа (врачи-специалисты детских поликлиник, диагностических центров, центров восстановительного лечения и стационаров).

3. Передача ведомостей (списочного состава) детей (фамилия, имя ребёнка, возраст, школа, класс, домашний адрес) через отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях при детских поликлиниках.

4. Составление плана оздоровительных мероприятий детям с хронической патологией (диета, режим, витаминизация, физическое воспитание, санитарно-гигиенические нормы трудового обучения, рекомендации на летний отдых, профессиональная ориентация подросткам).

5. Рекомендации преподавателю в «листке» здоровья и защита интересов больного ребёнка. Медицинское сопровождение подростка, больного хронической патологией подростка в детских образовательных учреждениях.

6. Совместная работа с педагогами и психологами в динамике адаптации к детским образовательным учреждениям (детские дошкольные учреждения, первые классы школы и в классах при переходе к предметному обучению).

7. Формирование навыков здорового образа жизни с целью улучшения качества жизни у детей и подростков с хронической патологией.

8. Профилактика рискованных форм поведения у подростков с хронической патологией (совместно с педагогами и психологами).

Участковая педиатрическая служба берет их на диспансерный учет и вносит списочным составом в «Паспорт педиатрического участка» (приложение №2 к приказу МЗ и социального развития РФ от 06.02.

07 № 102; Инструкция по заполнению учётной формы №030/у. ПЕД «Паспорт врачебного участка (педиатрического)», оформляет ф.

№030/у и организует дальнейшее обследование, уточняет диагноз и разрабатывает план диспансерного наблюдения.

Дети раннего возраста при наличии фоновой патологии и перинатального риска, имеющие II Б или III группы здоровья, учитываются в «Паспорте педиатрического участка».

В поликлинике и детских учреждениях остаются популярными единые рейтеры (цветные полоски), которые наклеиваются на ф.№112/у:

§ болезни системы кровообращения – красный цвет

§ бронхолёгочные заболевания – синий цвет

§ хронические заболевания уха, горла, носа – зелёный цвет

§ болезни печени, желчного пузыря – коричневый цвет

§ болезни нервной системы – голубой цвет

§ заболевания почек – жёлтый цвет

§ заболевания органов зрения – фиолетовый цвет.

Один раз в год ребёнок с хронической патологией может быть госпитализирован в стационар для детального обследования и лечения. Комплекс реабилитационных мероприятий может быть проведён в отделении восстановительного лечения детской поликлиники или в условиях городских центров восстановительного лечения.

В весенне-осенний период, когда хроническая патология имеет тенденцию к обострению, приказом главного врача один раз в неделю в поликлинике рекомендуется выделять специальные дни диспансерных приёмов. Последние должны планироваться так, чтобы одновременно с участковым врачом приём вели узкие специалисты, работала лабораторная служба. Дети на диспансерный приём должны приходить с родителями.

Решение вопроса о снятии ребёнка с диспансерного учёта и/или оформления ему инвалидности осуществляется комиссионно.

Большинство детей и подростков, страдающих хронической патологией с диспансерного учёта не снимаются, а передаются комиссионно списочным составом в поликлинику общелечебной сети.

При этом ребёнку проводят необходимое инструментально – графическое и лабораторное обследование, оформляется эпикриз в ф. №112/у.

Как при постановке на учёт, так и при снятии с диспансерного учёта участковым врачом составляется соответствующий эпикриз, а в конце календарного года оформляется этапный эпикриз, где отмечаются динамика заболевания и эффективность оздоровительных мероприятий.

Эпикриз в целях контроля диспансеризации подписывается заведующими педиатрическими участками, которые не только осуществляют контроль диспансеризации детей с хронической патологией, но и вносят коррекцию в план оздоровительных и противорецидивных мероприятий, консультируют детей с более сложной патологией.

Примерная схема эпикриза на ребёнка III группы здоровья

q С какого времени ребёнок находится на Д3 учёте.

q Диагноз выставлен стационарно, амбулаторно.

q Сколько раз отмечались обострения данного заболевания.

q Наблюдались ли обострения за последний эпикризный срок.

q Какие интеркуррентные заболевания ребёнок перенёс за последний эпикризный срок, и повлияли ли они на течение основного заболевания.

q Как ребёнок переносил назначенные ему ранее трудовой, двигательный, прививочный режимы.

q Какое противорецидивное лечение ребёнок получил, и улучшилось ли его состояние на фоне проводимой реабилитации.

q Результаты осмотров узких специалистов и инструментально-лабораторных методов обследования.

q Санация очагов хронической инфекции.

q Жалобы со стороны матери и ребёнка в настоящее время.

q Объективный статус (с акцентом на состояние поражённых органов и систем), оценка физического и нервно-психического развития.

Заключение:

1. Оценка здоровья:

 – физическое и нервно-психическое развитие;

 – диагноз (основной, сопутствующий);

 – группа внутридиспансерного учёта;

 – группа состояния здоровья.

2. Эффективность диспансеризации.

3. План дальнейших мероприятий (по алгоритму диспансеризации):

– кратность и сроки наблюдения участковым педиатром;

– кратность и сроки наблюдения узкими специалистами;

– уровень лабораторно-инструментального обследования;

– оздоровительные мероприятия (диета, режим, витаминизация, санация очагов хронической инфекции, санаторно-курортное лечение);

– противорецидивное лечение;

– трудовой, прививочный, двигательный режимы;

– критерии снятия с диспансерного учёта.

Группы внутридиспансерного учёта:

I группа – обострение заболевания (жалобы, клиника, патологические изменения анализов, данные инструментального исследования);

II группа – период реконвалесценции – исчезновение клинических и лабораторных признаков активности патологического процесса;

III группа – стадия ремиссии – отсутствие признаков обострения заболевания в течение 2 лет;

IV группа – стадия стойкой ремиссии – отсутствие признаков обострения болезни более 2 лет.

Оценка эффективности диспансеризации (индивидуальная):

А – значительное клиническое улучшение (стадия стойкой ремиссии).

Б – клиническое улучшение (стадия ремиссии).

В – без перемен.

Г – с ухудшением.

Виды трудового режима:

1. Обычный трудовой режим.

2. Облегченный трудовой режим (дополнительный выходной день или уменьшение количества уроков).

3. Организация других уроков труда.

4. Освобождение от летнего трудового обучения.

5. Домашнее обучение, домашний режим.

Виды двигательного режима:

1. Лечебная физкультура.

2. Специальная медицинская группа по физкультуре.

3. Подготовительная группа.

4. Основная группа.

5. Спортивные мероприятия.

В понятие «оздоровительные мероприятия»входят:

1. Диета, лечебные столы.

2. Режим.

3. Витаминизация.

4. Санация очагов хронической инфекции.

5. Санаторно-курортное лечение.

Определение понятия «прививочный режим»:

1. Вакцинация согласно календарю профилактических прививок.

2. Индивидуальная иммунизация.

3. Временный медицинский отвод от профилактических прививок.

4. Постоянный медицинский отвод от профилактических прививок.



Источник: https://infopedia.su/20x54b2.html

Диспансеризация здоровых детей (стр. 1 из 2)

Основные принципы диспансеризации детей

ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Отделение повышения квалификации медицинских работников

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ

Диспансеризация здоровых детей

Цикл: Первичная медико-санитарная помощь детям

Елабуга, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Диспансеризация здоровых детей…………………………………………..3

2. Комплексная оценка состояния здоровья………………………………….4

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению детей………………6

4. Итоги всероссийской диспансеризации детей за 2002 год………………11

Список использованной литературы…………………………………………13

1. Диспансеризация здоровых детей

Сохранить здоровье легче, чем вернуть его. Об этом забывают некоторые родители, удивленные тем, что кроху, только-только выписанную из роддома, ждет множество медицинских обследований.

Другим же, более бдительным и беспокойным родителям, наоборот, кажется, что малыш не в полной мере охвачен медицинским обслуживанием.

Чтобы родители знали меру в заботах о здоровье своих чад, еще 45 лет назад в нашей стране был введен метод обязательной диспансеризации и определен перечень обследований, который необходимо проводить детям на каждом году их жизни.

Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».

Для здоровых детей активная диспансеризация проводится в строго определенные, так называемые декретированные сроки (для больных детей выстраивают график индивидуальной диспансеризации). Декретированными возрастами являются следующие месяцы жизни: 1, 3, 6, 9, 12, 18, 24. Каждая из этих «вех» показательна с точки зрения общефизического, нервно-психического и моторного развития.

А значит, осматривая малыша в эти сроки, врач может вовремя заметить проявление тех или иных патологий. В этом случае назначают лабораторные исследования, разрабатывают план лечебных и профилактических мероприятий.

Диспансеризация – это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определённого контингента населения (в данном случае – детей) с целью раннего выявления заболеваний.

Метод внедрён в 1961 г. Активная диспансеризация проводится в декретированные (этапные) возраста для здоровых детей и в индивидуальные для больных. Таким образом, ребенок до 1 года должен быть осмотрен педиатром 15-18 раз планово (первые три месяца – 2-3 раза, затем ежемесячно).

С 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, затем ежегодно до 18 лет. Узкие специалисты осматривают в 1 раз в месяц (по показаниям): 3 – 6 – 9 – 12 – 18 – 24 месяца, затем – один раз в год. К ним относятся: хирург, ортопед, невропатолог, офтальмолог (окулист), отоларинголог (лор).

Лабораторные исследования (анализы) назначаются в 3-12 месяцев и далее ежегодно с целью выявления скрытой патологии. В каждом декретированном возрасте проводится оценка состояния здоровья ребёнка и назначается план лечебных и профилактических мероприятий.

Углублённая диспансеризация (логопед, стоматолог, психолог по показаниям, анализ крови, мочи, кала) должна проводится перед поступлением в детское дошкольное учреждение и в школу.

https://www.youtube.com/watch?v=ipackJbkCeg

Задачи диспансеризации — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей. При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.

Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».

2. Комплексная оценка состояния здоровья

При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания. Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР №1000 1.10.1981 г.

Основными элементами диспансеризации в работе являются: активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;

полное клиническое обследование;

динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание.

Максимально-комплексную оценку здоровья ребенка можно представить в виде нескольких относительно самостоятельных блоков.

Блок I (медицинский) – медицинская оценка анамнеза ребенка, его состояния

и развития на момент обследования. Основные задачи:

выявление или подтверждение отсутствия хронических заболеваний и/или врожденных аномалий;

оценка частоты и характера течения острых заболеваний;

оценка уровня достигнутого физического, моторного, нервно-психического, интеллектуального развития;

оценка темпа развития и его гармоничности;

выявление или исключение пограничных состояний и донозологических функциональных нарушений, являющихся состояниями риска.

Блок II (медицинский) – оценка полноты и тщательности выполнения всех, необходимых в данном возрасте и при наличии нарушений здоровья и состояний риска, мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики.

Блок III (психолого-педагогический) – оценка состояния семьи, внутрисемейных отношений, степени сотрудничества семьи с врачами и педагогами.

Блок IV (психолого-педагогический) – оценка условий, степени активности и успешности воспитания, обучения, развития индивидуальных способностей ребенка.

Блок V (медико-гигиенический) – медико-гигиеническая оценка питания и характеристика внешней среды с ориентиром на выявление относительного загрязнения, создающего риск для последующих периодов развития ребенка и возникновения заболеваний.

Возможно соединение блоков I и II как сугубо медицинских, и слияние блоков III и IV как психолого-педагогических. Тогда перечень критериев здоровья сводится всего к трем сущностным характеристикам, компонентам:

медицинское состояние, развитие и уровень профилактики;

среда воспитания;

среда обитания.

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению

Педиатр — главный доктор для малыша от рождения до года: им предстоит не меньше 15–18 встреч. Сразу же после выписки ребенка из роддома состоится первая. Затем в течение месяца врач будет приходить через каждые 10 дней (итого 4 визита). Со второго месяца (если, конечно, не случится ЧП вроде простуды или ОРВИ) консультации врача-педиатра будут ежемесячными.

Хирург-ортопед оценивает общее физическое развитие ребенка, особенности строения его скелета и опорно-двигательного аппарата, выявляет, нет ли хирургических патологий: дисплазии, грыж, кривошеи. Первая консультация ортопеда проводится в 1-й месяц.

Ортопеду важно оценить развитие ребенка «в динамике», а потому он может составить индивидуальный график диспансерных осмотров. Скажем, посоветует родителям показать ребенка после того, когда малыш сядет или пойдет.

У всех детишек эти сроки разные, поэтому консультация может попасть не на 3, 6 и 12 месяцев (как рекомендовано Минздравом РФ), а на 4, 7 и 11 месяцев.

Именно на основании рекомендаций хирурга (и еще невропатолога) ребенок направляется на лечебный массаж, гимнастику или лечебное плавание.

Так же часто, как с хирургом-ортопедом, малышу на первом году жизни необходимо встречаться с невропатологом. В компетенции этого специалиста оценить мышечный тонус малыша, психическое и моторное развитие, рефлексы, речевые навыки, а также ряд других параметров. Это необходимо для правильной оценки неврологического статуса ребенка.

Этого врача в народе называют «ухо-горло-нос» — состояние перечисленных органов ЛОР-врач и оценивает. Слышит ли малыш? Почему он сопит во сне? Не тяжело ли ему глотать? Все это вопросы родители могут задать отоларингологу, когда ребенку исполнится 6 и 12 месяцев.

Некоторые детишки начинают фокусировать взгляд уже в роддоме. Но для большинства новорожденных характерны «плавающий взор», нистагм — быстрые движения глазных яблок, закатывание глаз и кратковременное сходящееся косоглазие.

Все это — транзиторные состояния, которые проходят в течение первых недель – месяца жизни. Первая консультация окулиста в 2 месяца жизни ребенка позволит оценить, гладко ли происходит переход от младенческого к «взрослому» зрению.

Когда малыш подрастет, врач оценит шансы на развитие близорукости и дальнозоркости. Кстати, на прием в 1 год лучше не запаздывать.

Дело в том, что детки старше года становятся очень подвижными, начинают пугаться офтальмологического оборудования, а потому рассмотреть что-либо у них в глазах — задача для врача непростая. Так что не упускайте момент!

Врач-иммунолог — не из «обязательного списка». Однако его консультация необходима, если вакцинация ребенку проводится по индивидуальному графику, или малыш болезненно отреагировал на ту или иную прививку.

Обычно второй специализацией иммунологов является аллергология (поскольку аллергические реакции — результат сбоя в иммунной системе). Потому с этим специалистом придется встречаться деткам-аллергикам.

Поводом может стать, например, диатез после введения прикорма.

Источник: https://mirznanii.com/a/286458/dispanserizatsiya-zdorovykh-detey

Лечим Сами
Добавить комментарий