Неонатальный периоды развития ребенка

Неонатальный период, или период новорожденности: с момента рождения до четырех недель

Неонатальный периоды развития ребенка

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки.

Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка.

Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов.

У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток.

Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса.

Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека.

Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем.

Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью.

При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы.

Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь).

К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/neonatalnyj-period

Введение

Неонатальный периоды развития ребенка

Периодноворожденности — наиболее критическийвозрастной период у детей. Его патологиясложна и разнообразна. Неправильноеведение родов, недостаточный уход,несоблюдение санитарно-противоэпидемическогорежима и пр.

способствуют повышениюзаболеваемости и смертности срединоворожденных. Наибольшая смертностьнаблюдается на первой неделе жизни и,особенно, в первые три дня после родов.

Естественно, большое значение имеетпереход от внутриутробных условий жизник внеутробным и приспособлениеноворожденного к факторам внешнейсреды.

Организм новорожденного впервыепринимает на себя такие жизненно важныефункции, как дыхание, терморегуляцию,кровообращение, пищеварение и др. Поэтомузнание особенностей течения раннегонеонатального периода, правильный уходза новорожденным ребенком исключительноважен для его дальнейшего развития издоровья.

Периоды детского возраста

I.Период внутриутробного развития —длитсяотзачатия до родов.

Подразделяетсяна 2 фазы:

а)фазуэмбрионального развития —ее продолжительность — от зачатия до11–12 недель беременности;

б)фазуплацентарного развития— с 11–12 недель гестации до концабеременности.

II.Период новорожденности (неонатальный)—длится от рождения ребенка до 28 днейжизни. Включает в себя:

а)раннийнеонатальный период— от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б)позднийнеонатальныйпериод — от 7 до 28 дня жизни.

Выделяюттакже перинатальныйпериод— с 22-х недель внутриутробного развитиядо 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а)наантенатальный период— с 22-х недель внутриутробного развитиядо начала родов;

б)интранатальный периодотначала родовой деятельности до рожденияребенка;

в)нараннийнеонатальный период— с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III.Грудной возраст (илимладший ясельный) — от 28 дней до 1 годажизни ребенка.

IV.Период молочных зубов — с1 года до 6 лет. Подразделяется:

а)напреддошкольный или старший ясельный— от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б)надошкольныйвозраст— от 3-х до 6 лет.

V.Младший школьный возраст(период отрочества) — от 6–7 лет до 12лет.

VI.Старший школьный возраст(период полового созревания) — от 12 до15 лет.

Неонатология

Этодостаточно молодая наука. Каксамостоятельный раздел медицины (разделпедиатрии) возникла в XXв. Она изучает возрастные особенностии заболевания детей первых 4-х недельжизни.

Термины«неонатология» и «неонатолог» былипредложены американским педиатромАлександром Шаффером в 1960 г. Неонатологиясостоит из трех слов: греческого «neos»— новый, латинского«natus»— рожденный и греческого «logos»учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

  1. Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.

  2. Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

  3. Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.

  4. Исследования становления иммунного статуса.

  5. Изучение наследственных и врожденных заболеваний.

  6. Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.

  7. Реабилитация больных новорожденных детей.

  8. Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.

Однимиз важных показателей развитияздравоохранения является показательмладенческойсмертности,который характеризует количествоумерших детей от 0 до 1 года жизни ирассчитывается по формуле:

Всвою очередь, младенческая смертностьвключает в себя неонатальнуюсмертностьот 0 до 28 дней, которая рассчитываетсяпо формуле:

Неонатальнаясмертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняянеонатальная смертность — от 0 до 7-годня жизни. Рассчитывается по формуле:

Поздняянеонатальная смертностьс7-го до 28-го дня.

Всегданеобходимо анализировать еще одинпоказатель — перинатальнойсмертности,который рассчитывается по формуле:

Дляснижения перинатальной, неонатальнойи младенческой смертности необходимаинтеграция служб акушер-гинекологов,педиатров, генетиков и реаниматологов.Важную роль в решении этих вопросовиграет перинатальный центр с хорошейматериальной оснащенностью.

Отклоненияв состоянии здоровья женщины добеременности, осложнения течениябеременности и родов, социальные ибытовые проблемы могут представлятьугрозу для здоровья плода, т. е. являютсяфакторами риска развития патологииплода и новорожденного. По временивоздействия на плод и ребенка выделяютследующие факторы риска:

  • пренатальные (возникающие до и во время беременности);
  • интранатальные (возникающие во время родов);
  • постнатальные (действующие после рождения ребенка).

Врачунеобходимо своевременно выявить факторыриска для прогнозирования и профилактикиразвития патологических состояний уплода и новорожденного.

Оценкафакторов риска развития патологии уплода и новорожденного проводится вовремя беременности,по меньшей мере, три раза:

  • в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);
  • в середине беременности;
  • в процессе родов.

Длясвоевременного выявления факторовриска необходимо проанализировать:

1.Генеалогический анамнез(с составлением родословной): выяснить,есть ли у родителей и родственниковнаследственные и обменные заболевания,наличие наследственной предрасположенностик аллергии, другим болезням.

2.Социально-биологический анамнез:оценить возраст матери и отца, уточнить,имеются ли профессиональные вредности,вредные привычки, наличие другихсоциальных факторов риска (например,одинокие мамы, многодетные семьи, плохиебытовые условия и т. д.).

3.Акушерско-гинекологический анамнез:были ли аборты, мертворождения, другиенарушения в половой сфере беременной(например, пороки развития или опухолиматки, бесплодие, рубцы на матке послеопераций).

4.Сведения об экстрагенитальных заболеванияхматери: например,сердечно-сосудистых (пороки сердца,гипертоническая болезнь, вегетососудистаядистония), эндокринных (диабет, заболеваниящитовидной железы, надпочечников) идругих, а также какие медикаменты и вкакие сроки беременности принимались.

5.Особенности течения настоящейбеременности:наблюдались ли токсикозы I и II половины,нефропатия, преэклампсия, угрозавыкидыша, многоплодие, многоводие,маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация,инфекционные заболевания, аномальноеположение плода и др.

6.Особенности течения родов,а именно: затяжные, стремительные роды,длительный безводный промежуток,кесарево сечение, преждевременнаяотслойка плаценты и т. д.

Врачоценивает возможное влияние неблагоприятногофактора с учетом сроков беременности,во время которых отмечалось действиеданного фактора.

Например,краснуха,перенесенная матерью в I триместребеременности, сопровождается высокимриском формирования врожденных пороковразвития плода (риск 23 %). Но, еслизаболевание развилось во II триместребеременности, — риск пороков у плодасоставит только 1 %.

Сахарныйдиабет I типау беременной, который сопровождаетсяпериодами гипергликемии и кетоацидоза,гипогликемией, в I триместре беременностиможет приводить к развитию диабетическойэмбриопатии с высоким риском формированияврожденных пороков (каудальная дисгенезия,пороки мозга, сердца, почек), во II триместре— к диабетической фетопатии (рискмакросомии, гипогликемии, кардиомегалии,полицитемии, гипербилирубинемии и др.).В последующем дети, родившиеся от матерейс сахарным диабетом, относятся к группериска по развитию ювенильного сахарногодиабета (риск 2 %).

Неблагоприятныефакторы,действующие на плод во время беременности,прежде всего нарушают маточно-плацентарноекровообращение и могут приводить кразвитию хронической внутриутробнойгипоксии плода. Патологическоетечение родовможет приводить к развитию остройасфиксии в родах, родовым травмам,синдрому аспирации мекония и др.

Уноворожденных в зависимости от факторовриска принято выделять следующиеосновные группы риска развитияпатологических состояний (см.приложение):

  • по нарушению функции ЦНС;
  • развитию гипербилирубинемии;
  • развитию ГБН;
  • внутриутробному инфицированию;
  • развитию СДР;
  • развитию гипогликемии;
  • развитию геморрагических расстройств;
  • по развитию острого анемического синдрома.

Привыписке ребенка из родильного дома,врач должен определить его группуздоровья.

Впериоде новорожденности выделяютIII основные группы здоровья:

Iгруппа (15–20% всех новорожденных) — здоровые дети,которые родились от здоровых родителей,нормально протекавших беременности иродов, с оценкой при рождении по шкалеАпгар 8–9 баллов и которые не болели вроддоме. У детей этой группы в раннемнеонатальном периоде могли наблюдатьсяпограничные состояния, которые неповлияли на состояние их здоровья.

IIгруппа (70–80% всех новорожденных) — практическиздоровые дети, которые имеют факторыриска возникновения какого-либозаболевания (например, поражения ЦНС,инфицирования, эндокринных или трофическихрасстройств и др.). По степени выраженностириска II группа здоровья подразделяетсяна 2 подгруппы: II A и II Б.

ГруппаIIA(минимальный риск развития патологическихсостояний) — практически здоровыеноворожденные, не болевшие в роддоме,с малой степенью риска возникновенияпатологических процессов. К ним относятся:

  • дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);
  • дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;
  • недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;
  • дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

ГруппаIIБ(высокий риск развития патологическихсостояний и заболеваний) — практическиздоровые младенцы, но имеющие в анамнезенесколько факторов риска, а также тедети, которые перенесли какие-либозаболевания в раннем неонатальномпериоде, закончившиеся выздоровлением.К ним относятся:

  • новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);
  • недоношенные II–IV степеней;
  • переношенные новорожденные;
  • дети с задержкой внутриутробного развития;
  • новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;
  • новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.

IIIгруппа— больные дети с хроническими заболеваниями(например, врожденная краснуха,генерализованная цитомегаловируснаяинфекция, бронхолегочная дисплазия),тяжелыми пороками развития (например,ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

НоворожденныеI группы здоровья наблюдаются участковымпедиатром и осматриваются специалистамив обычные сроки: первый патронажпроводится в первые три дня после выпискииз роддома, затем ребенок осматриваетсякаждые 7–10 дней и в возрасте одногомесяца дети приглашаются на прием кврачу в поликлинику (в день приемаздоровых детей). Далее в течение первогогода жизни врач должен осматриватьздорового ребенка 1 раз в месяц.

Детигруппы IIА, осматриваются участковымпедиатром не менее 4-х раз на первоммесяце жизни, а группы IIБ — 5 и более разс обязательным осмотром зав. отделением.

Если дети IIА группы на 1 месяце жизни неболели, то они могут быть в 1 месяцприглашены на осмотр в поликлинику ипереведены в I группу здоровья. Дети изIIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваютсяна дому. В группе здоровья IIБ они остаютсядо года.

При необходимости проводятсялабораторные исследования: общие анализыкрови и мочи, бактериологическоеисследование, УЗИ и др.

НоворожденныеIII группы здоровья находятся надиспансерном наблюдении участковогопедиатра и узкого специалиста взависимости от профиля патологии.

Источник: https://studfile.net/preview/1472115/

Периоды развития детей

Неонатальный периоды развития ребенка

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯДЕТЕЙ

А. Подготовительный этап

1) период формирования наследственности

2) формирование соматического и репродуктивногоздоровья родителей

3) предконцепционный период – профилактика нарушений гаметогенеза

Б. Внутриутробный этап  (270 – 280 суток)

1)   герминальный, или зародышевый период (1неделя с момента зачатия) и  период приживления  (40 часов)

2) фаза эмбрионального развития:

     а)собственно эмбриональный период (5-6 недель)

     б) неофетальный, или эмбриофетальный (2 недели – времяформирования плаценты)

3) фаза плацентарного развития:

     а) ранний фетальный период (9 – 28 недель)

     б) поздний фетальный период или антенатальный (от 28 недель до рождения)

В. Интранатальный период (период родов)

Г. Внеутробный этап

1) период новорожденности (0 – 28 дней):

     а) ранний неонатальный (0 – 6 суток)

     б) позднийнеонатальный (7 – 28 суток)  

2) период грудного возраста (от 29 суток до 12месяцев)

3) период молочных зубов (1 – 7 лет):

     а) преддошкольныйпериод (младшего детства) (1 – 3 года)

     б)дошкольный период (от 3 до 6 – 7 лет)

4)  младшийшкольный возраст (от 6 -7 до 11 лет)

5) период полового созревания, или старший школьныйвозраст (от 11 – 12 до 17 – 18 лет)

Критические периоды:

время когда ребенок либо очень быстро растет, либо быстро созревают его функциональные   системы и он очень чувствителен к воздействию внешних факторов;

–        переход от одного вида обмена к другому;

–        переход от одного вида питания к другому;

–        должен завершиться более высоким уровнем адаптации.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РОСТА ИРАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Возрастные границыОсобенности критического периода
Внутриутробный периодI триместр беременности (20 -70 дней после зачатия)Максимальная интенсивность процессов пролиферации клеток, дифференцирования тканей, формирования органов. Риск возникновения врожденных пороков развития.
Последний триместрбеременностиУскорен рост массы тела. Риск возникновения внутриутробной гипотрофии, рождения недоношенного ребенка.
Перинатальный периодРиск травматизации в родах. Переход ко внеутробной жизни: метаболическая и функциональная адаптация. Потеря и возобновление массы тела.
Неонатальный периодПериод значительной адаптации.
Второе полугодие – второй год жизньПереход на независимое от матери питание. Интенсивный рост и энергетический обмен.
1-3 годФормирование высшей нервной деятельности.
Раннее детство и дошкольный этап (2 – 7 лет)Относительная стабилизация скорости роста (гомеорезис),  первое вытягивание в конце этого периода. Завершение миелинизации основных проводящих путей нервной системы. 
Старший школьный периодПоловое созревание. Модуляция обмена веществ под воздействием гипоталамо-гипофизарных и половых гормонов, андрогенов, пубертатный скачок роста, окончательное формирование фенотипа.

ОСОБЕННОСТИ  ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

1.          Интенсивное приспособление к новым условиям жизни:

      а) функционированиемалого круга кровообращения и внешнего дыхания;

      б) переходна энтеральный путь питания.

2.          Морфологическая незавершенность строения многих органов и систем, ихфункциональное несовершенство.

3.          Состояние „нестойкого равновесия” для основных систем новорожденного,транзиторные (переходные) состояния периода адаптации.

4.          Процессы торможения в коре головного мозга преобладают над процессамивозбуждения (разлитое торможение). Устанавливается ритм кормления, ритм сна (перестройка ЦНС).

5.          Снижена иммунологическая реактивность – низкая фагоцитарная активность лейкоцитов,незавершенный фагоцитоз, низкий уровень С3, С5 комплимента, низкоесодержание иммуноглобулинов А и М. Пассивный иммунитет от матери (содержание Ig G в крови ребенка достигает99% от содержания его в крови матери) обеспечивает защищенность отспецифических (детских) инфекционных заболеваний.

6.          В структуре патологии преобладают: поражение ЦНС в результате перенесеннойгипоксии, задержка развития, пороки внутриутробного развития, родовые травмы, инфекционныезаболевания (врожденные и приобретенные).

ОСОБЕННОСТИ  ПЕРИОДА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

  1. Интенсивный рост и прибавка массы тела ребенка, с постепенным снижением динамики роста.
  2. Высокая интенсивность обменных процессов с преобладанием анаболических процессов.
  3. Преобладание функции щитовидной железы, которая обеспечивает высокий основной обмен и анаболические процессы и вилочковой железы (тимуса). Перестройка гормонального и иммунологического фона способствуют реализации склонности к аномалиям конституции (диатезов).  Конституция – совокупность относительно стойких морфологических и функциональных свойств человека, предопределенных наследственностью, возрастом или длительным и интенсивным влиянием окружающей среды, которые определяют функциональные свойства и реактивность организма. Диатез – генетически детерминированная особенность организма, которая определяет своеобразие его адаптивных реакций и склонность к определенной группе заболеваний.
  4. Интенсивный рост и дифференциация ткани головного мозга, однако, остаётся еще ее морфологическое и функциональное несовершенство. Повышена проницаемость гемато – энцефалического барьера. Склонность к судорогам функционального характера, частые явления менингизма на фоне острых респираторных вирусных заболеваний.
  5.  Функциональная слабость пищеварительного аппарата, низкая активность ферментов слюны, желудочного сока, который способствует желудочно-кишечным расстройствам, гипотрофии.
  6. Интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, что может способствовать возникновению рахита.
  7. Недостаточное развитие придаточных пазух носа (не болеют синуитами).
  8. Характерны физиологические дефицитные состояния (истощаются резервы, полученные от матери, свои еще не выработаны):

– физиологический иммунодефицит;

– физиологическая анемия (дефицитная);

– физиологическая гипотпротеинемия.

  1. Неспособность ограничивать инфекционный воспалительный процесс (чаще тяжелое течение заболевания, осложнения).
  2. Интенсивное формирование условно рефлекторных связей, второй сигнальной системы.

ОСОБЕННОСТИ  ПЕРИОДА МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ

1.      Окончательноедифференцирование нервной системы, стойкость функций анализаторов.

2.      Усовершенствование второйсигнальной системы.

3.     Преобладание функциональной активности гипофиза и тимуса, уменьшение склонности к генерализованным реакциям.

4.      В структуре заболеваемостипреобладают ОРВИ и детские инфекционные заболевания.

–        темпы роста еще велики, но уже снижаются;

–        бурное развитие ВНД (высшей нервной деятельности);

–        качественные изменения, дифференцировка ЦНС, развитие условных рефлексов;

–        преобладает наглядно-действительный тип мышления (что видит, то запоминает, развитие памяти, «отпечаток впечатлений»);

–         «культ матери».

3 года – « кризистрехлетних»:

– ребенок осознает собственное «я», изучает себя в зеркале;

– время активного вступления в контакт с окружающим миром, любознательность, невозможность сделать все, что хочет (возможны неврозы, невропатии, привычные рвоты);

– ребенок может много и долго бытьактивным (преобладание вагуса на ССС и дыхательную системы).

–  до 3-5 лет продолжается развитие ВНД, закрепление навыков;

– формируется наглядно-образный тип мышления (построить, нарисовать, слепить);

– заканчивает свое развитие бронхолегочная система (как результат снижается респираторная заболеваемость);

– начинают формироваться и к 6-7 годам должны быть сформированы механизмы школьной зрелости (уравновешиваются тормозные и  возбудимые механизмы ЦНС: ребенок должен правильно реагировать на слова, интонации, терпеливо слушать, концентрировать внимание и др.);

– в 6 – 7 лет-  первый период вытягивания.

ОСОБЕННОСТИ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Заканчивается  морфологическое дифференцирование клеток коры головного мозга.
  2. Стойкое равновесие процессов возбуждения и торможения с преобладанием возбуждения  и доминирования коры головного мозга над подкорковыми структурами.
  3. Изменение зубов.
  4. Растет мышечная масса, развивается моторика (скорость, ловкость, сила, выносливость).
  5. Повышается значение гормонов щитовидной и половых желез (возможно развитие эндокринных дисфункции).
  6. Половой диморфизм физического развития.
  7. В структуре патологии преобладают приобретенные поражения ЖКТ, аллергические заболевания, нарушения осанки и патология  зрения. Наиболее частая причина смерти – травматизм.

ОСОБЕННОСТИ  СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(периода   полового созревания)

1.          Сроки полового созревания индивидуальны. Для девочек – 12 -16 лет, длямальчиков – 13 – 18 лет.

2.          Второй скачок роста (6-8 смза год).

3.          Происходят существенные сдвиги в эндокринной системе с преобладаниемфункциональной активности половых желез.

4.          Возникновение и развитие вторичных половых признаков.

5.          Интенсивное психологическое развитие (формирование воли, сознания, морали,характера).

6.          В структуре патологии преобладают психоневрозы, функциональные расстройствасердечной деятельности, дисфункции эндокринных желез, заболевания ЖКТ.

ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

0-1 год: заболевания редкие, тяжелые

1-3 года: заболеваниятяжелые, частые

3-6 лет: заболеваниячастые, менее тяжелые.

Старше 6 лет: начинает расти хроническая патология.

§  Дефицитные болезни (рахит, железодефицитные анемии, гипотрофии, дисфункции иммунитета);

§        Токсикозы (генерализация инфекции нейротоксикозы, кишечный токсикоз);

§        Неврозы, невропатии, привычная рвота;

§        Рост респираторных инфекций, формируется группа часто болеющих детей(ЧБД);

§        Кишечные инфекции;

§        Проявления аллергии, обструктивные бронхиты;

§        Формируется хроническая патология носоглотки, аденотонзиллиты;

§        Детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа и др.)

§        Отравления, травмы;

§        Выявляется патология органа зрения.

§        Отмечается снижение респираторной заболеваемости (уменьшается количество ЧБД);

§        Развивается хроническая патология (ЖКТ, мочеполовой системы, ЦНС, опорно-двигательного аппарата).

Период младшенго и старшего школьныйвозраста

§        Вегетативные дисфункции (артралгии, кардиалгии);

§        Неврозы, психоневрозы, обморочные состояния(синкопе);

§        Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, сахарный диабет, нарушения гипоталамо-гипофизарной системы, пубертатные исхудания, ожирение);

§        Туберкулез;

§        Дебютируют коллагенозы.

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://minzdravchik.blogspot.com/2012/10/blog-post_6755.html”,”domain”:”minzdravchik.blogspot.com”,”excerpt”:”В различные годы жизни, месяцы и дни организм ребёнка имеет свои анатомо-физиологические, функциональные и психологические отличия. По …”,”word_count”:1214,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://minzdravchik.blogspot.com/2012/10/blog-post_6755.html

Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика. АФО органов и систем новорожденного ребёнка

Неонатальный периоды развития ребенка

Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика. АФО органов и систем новорожденного ребёнка.

Цели занятия:

· Дать представление об антенатальном и неонатальном периоде, факторах, определяющих здоровье будущего ребенка

· Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»

· Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности

· Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников

После изучения материала студент должен:

Представлять и понимать:

  1. Факторы возможного риска развития патологии новорожденного
  2. Проблемы беременной женщины: физиологические, психологические, социальные
  3. Роль медсестры в сохранении здоровья ребенка в антенатальном периоде своего развития

4. Особенности неонатального периода

5. Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний

6. Безусловные рефлексы новорожденных

7. Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни

8. Техника вакцинации против туберкулеза

Знать:

  1. Сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Тератогенные факторы
  3. Критические периоды в жизни плода
  4. Проблемы беременной
  5. Особенности организации питания и режима дня беременной
  6. Оснащение детской комнаты и детской аптечки

7. Признаки доношенности

8. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

9. Показатели шкалы Апгар

10. Первый туалет новорожденного

11. Особенности ухода за новорожденным

12. Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным

13. Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения

14. Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях

Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.

Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными – ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

1. Герминальный, или собственно зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико.

В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:

А) Экзогенные:

– ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов

– ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие

– фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах

– некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды

– некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком

Б) Генетические:

– мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)

– хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.

В) Сочетанные:

Складываются из этих двух групп.

3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из

желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.

4. Неофетальный или эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда

формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства

внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от начала 9 недели до конца 28 недели) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода.

Воздействие неблагоприятных факторов обычно уже не приводит к формированию пороков строения, но может проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазии) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазии).

Поскольку иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекции выражается соединительнотканными и пролиферативными реакциями, приводящими к циррозам и фиброзам. Однако возможно и рождение незрелого, недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином – « ранние фетопатии ».

Поздний фетальный подпериод начинается после 28 недели беременности и длится до начала родов.

Поражения плода в этом периоде уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка.

При сохранении беременности может иметь место недостаточность питания плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие новорожденного ребенка.

Особенность повреждающего действия инфекции в этом периоде является совершенно определенная специфичность повреждения, т.е. возникновение уже настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническим признаками заболевания, характерного для данного возбудителя.

Наконец, поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком.

Так, депонированные соли кальция, железа, меди и витамин В12 могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс питания грудного ребенка.

Кроме того, в последние 10-12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации и травматизма в родах, а накопленные при трансплантационной передаче иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета.

В последние недели беременности также осуществляется созревание «сурфактанта», обеспечивающего нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательного и пищеварительного трактов. Поэтому рождение ребенка даже с соотносительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения самых различных заболеваний.

Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:

1. Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)

2. Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности

3. Период плацентации – 9-12 неделя беременности

4. Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.

Нормальное развитие плода может быть обеспечено при условии раннего наблюдения за течением беременности, состоянием здоровья женщины, условиями ее жизни, т.к.

именно в первые недели беременности эмбрион наиболее чувствителен к различным воздействиям внешней и внутренней среды.

Поэтому один из важнейших аспектов антенатальной охраны плода – по возможности более раннее взятие беременной на учет.

У женщин, которые были взяты под наблюдение в ранние сроки беременности, перинатальная гибель плодов и новорожденных была в 2-2,5 раза ниже этих показателей в целом.

Диспансерное наблюдение за здоровьем беременной осуществляется женской консультацией. При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и новорожденного необходима преемственность в работе между женскими консультациями и детскими поликлиниками. Патронажная медсестра детской поликлиники проводит за период беременности два дородовых патронажа к беременной женщине.

Во время беременности женщина должна категорически исключить употребление спиртных напитков, курение, прием каких бы то ни было лекарственных препаратов без консультации с врачом.

Рекомендуется ограничить жареное, жирное, соленое, копченое, острое, приправы, консервы, кофе, крепкий чай. В рационе желательны натуральные, свежеприготовленные блюда. Имеет значение ограничение продуктов, содержащих облигатные аллергены: мед, цитрусовые, клубника, малина, помидоры, красная рыба, яйца, шоколад. Особенно это важно для беременных, имеющих неблагоприятный аллергоанамнез.

Детские вещи желательно приобретать из натуральных тканей, приятных для глаз расцветок.

На первое время достаточно будет иметь 10-12 тонких пеленок, 5-7 теплых пеленок, 5-7 тонких распашонок, 3-4 теплые распашонки, 5-7 ползунков, 2-3 чепчика, байковое и шерстяное одеяла, марлевые подгузники, памперсы (для пользования ночью, на прогулке, при посещении гостей и т.п.

), в зависимости от времени года легкий или теплый комбинезон, шапочку, носочки. Детские вещи хранят отдельно от белья взрослых, стирают отдельно, гладят с обеих сторон, регулярно кипятят. Для стирки желательно использовать детское мыло, при применении специальных детских стиральных порошков тщательно прополаскивать белье.

Желательно заранее приобрести детскую ванночку и коляску, детскую аптечку.

Она должна включать в себя:

1. стерильную вату и марлю

2. 3% раствор перекиси водорода

3. перманганат калия

4. вазелиновое масло

5. 5% спиртовый раствор йода

6. 2% раствор бриллиантового зеленого

7. специальные детские ножницы

8. термометры: медицинский, комнатный, водный

Возможно, понадобятся фитосбор для купания грудных детей, соски-пустышки, бутылочки, газоотводная трубка, резиновый грушевидный баллончик, интерферон, смекта.

Первые детские игрушки обязательно должны быть моющиеся (пластмассовые или резиновые), яркие, но однотонные, которые со 2-3 недели жизни ребенка будут подвешиваться на расстоянии 50-70 см, чтобы малыш мог их разглядывать.

При проведении первого дородового патронажа к беременной женщине необходимо провести беседу и дать рекомендации по режиму и диете беременной, наиболее благоприятных, как для здоровья женщины, так и для развития плода. Беременной желательно несколько снизить режим умственной и физической активности.

Она должна полноценно отдыхать (сон 10 часов в сутки), избегать эмоциональных стрессов, психологического перенапряжения.

Если работа беременной связана с какими-либо профессиональными вредностями, то как можно в более ранние сроки необходимо обратиться к администрации организации и временно перейти на другой участок работы.

Беременной очень важно остерегаться каких-либо инфекционных заболеваний, поэтому необходимо не контактировать с больными или носителями инфекции. В период эпидемий желательно не бывать в местах скопления людей.

Рекомендуется больше бывать на свежем воздухе, совершать пешие прогулки (инсоляция нежелательна).

Одежда беременной желательна из натуральных тканей, свободного покроя, обувь на низком каблуке.

Очень важным моментом является поддержание внутренней психологической гармонии, необходимо черпать из окружающего мира максимум положительных эмоций. Многое здесь зависит как от самой беременной женщины, так и от ее семьи, коллег по работе. Поэтому, по возможности, стоит донести эту информацию и до ее близких.

Калорийность суточного рациона беременной несомненно должна увеличиться в зависимости от срока на 20-50%. Очень полезны продукты, богатые животным белком, так как именно из аминокислот идет основное строительство клеток плода.

Мясо-молочные продукты, рыба должны быть ежедневно в рационе беременной (мясо или рыба 200 граммов, творог 150 граммов, сыр 50 граммов, молоко или кисломолочные продукты 500 мл).

Очень полезны так же продукты, богатые витаминами, растительной клетчаткой (свежие овощи и фрукты). Принимать пищу желательно чаще, небольшими порциями (не реже 4 раз в день). В первую половину беременности употребление жидкости не ограничивают.

Во второй половине беременности жидкость и соль ограничиваются. Целесообразность применения поливитаминов и препаратов кальция необходимо обсудить с лечащим врачом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_23863_antenatalniy-i-neonatalniy-periodi-harakteristika-afo-organov-i-sistem-novorozhdennogo-rebenka.html

Лечим Сами
Добавить комментарий