Методика исследования пищеварительной системы ребенка

Методика исследования пищеварительной системы ребенка

Методика исследования пищеварительной системы ребенка

Лекция № 8 Методика исследования пищеварительной системы ребенка

учебного материала:

Особенности анамнеза при патологии данной системы у детей. Особенности осмотра полости рта ребенка. Семиотика поражений. Пальпация. Перкуссия. Клиническое значение основных симптомов поражения органов пищеварения у детей.

Инструментальные и лабораторные методы исследования органов брюшной полости.

Методика исследования пищеварительной системы ребенка

При исследовании пищеварительной у ребенка нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

1. Собирая анамнез, необходимо выяснить наследственность по заболе-ваниям пищеварительной системы, перинатальный анамнез (гестоз, угроза прерывания беременности, заболевания беременной и новорожденного и др.).

, Особенности вскармливания ребенка (естественное, искусственное, смешанное, прикормки, режим), наличие диспепсических явлений ( срыгивания, рвота, боль в животе, состояние аппетита, частота и характер стула).

2. Осматривая ребенка, нужно обратить внимание на состояние языка(сухой, с налетом, малиновый, «географический», большой), слизистой оболочки рта (бледная, наличие энантемы, кровоизлияний, пятен Филатова), зубов, миндалин; на цвет кожи, размер живота, его форму, перистальтику, состояние пупка (мокнущий, гнойные выделения), состояние ануса (зияние).

3. Проводя поверхностную пальпацию, нужно определить напряжение, тонус мышц передней брюшной стенки (пониженное или повышенное), болевые зоны Захарьина-Геда (холедоходуоденальну, эпигастральную, зону Шоффара, панкреатическую, аппендикулярного, сигмальных), симптом Боткина-Блюмберга.

4.Проводя глубокую пальпацию по методике Образцова-Стражеско, определяют особенности органов брюшной полости (кишечника, печени, желчного пузыря, селезенки, поджелудочной железы, мезентериальных лимфатических узлов).

Для выявления патологии органов брюшной полости нужно определять некоторые болевые точки и симптомы.Пальпация живота выявляет болевые точки и зоны на передней брюшной стенке, по которым можно судить о поражении того или иного органа.

Зона Шоффара – верхний правый угол, образованный двумя взаимно перпендикулярными линиями, проведенными через пупок, делится биссектрисой пополам. Здесь располагается тело поджелудочной железы.

Точка Дежардена находится на биссектрисе правого верхнего квадранта. Это болевая точка головки поджелудочной железы.

Точка Мейо-Робсона находится на биссектрисе левого верхнего квадранта, не доходя на 1/3 до края реберной дуги. Это болевая точка хвостовой части поджелудочной железы.

Желчный пузырь у детей не поддается прощупыванию, но существует большое количество симптомов, прямо или косвенно указывающих на поражение желчного пузыря и желчных ходов.

Симптом Мэрфи. Исследующий погружает пальцы руки ниже края реберной дуги в область проекций желчного пузыря (место пересечения наружного края правой прямой мышцы живота с реберной дугой). В момент вдоха больной испытывает сильную и резкую боль.

Симптом Ортнера. Появление боли на вдохе при поколачивании ребром кисти по правому подреберью, в то время как на выдохе такой боли не отмечается.

При выраженном воспалении боль ощущается и при поколачивании по правому подреберью.

Симптом Кера. При вдохе возникает болевая чувствительность при обычной пальпации области желчного пузыря.

Френикус-симптом (симптом Мюсси). Болезненность при надавливании между ножками правой грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Симптом Боаса. Рефлекторная болезненность при надавливании справа от VIII позвонка на спине.

5.

С помощью перкуссии определяют наличие жидкости в брюшной полости;размер печени по Курлову (11x9x7 см) у детей с 5-7-летнего возраста; размер селезенки (в возрасте 1 года — 4 х 4 см, 2-3 лет — 5 х 5 см , 6-7 лет — 6×6 см, впоследствии, которую взрослых — 6×7 см). У детей младшего возраста определяют размещения верхней границы печени (V-VI ребро) и пальпаторно местоположение нижнего края (до 5-7-летнего возраста — на 1-2 см ниже реберной дуги).

6. Оценить результаты лабораторно-инструментальных исследований:фракционного исследования желудочного сока, дуоденального зондирования, эндоскопического исследования верхних и нижних отделов пищеварительного тракта, УЗИ паренхиматозных органов, копрограммы, бактериограмы, рентгенологических и радиологических, биохимических и иммунологических методов исследования.

Основными симптомами заболеваниях органов пищеварения являются боли в брюшной полости, нарушения аппетита, неприятный вкус во рту, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, расстройство стула.

Боли.Боли следует различать по интенсивности, локализации и их связи с приемом пищи. Малоинтенсивные, но постоянные боли больше характерны для хронического гастрита. При язвенной болезни боли интенсивнее, они довольно четко связаны с приемом пиши. Весьма сильные боли бывают при желчнокаменной болезни.

При гастритах и язвенной болезни боли локализуются в подложечной области, при заболеваниях печени и желчного пузыря – в правом подреберье, при заболеваниях кишечника – по всему животу, но больше в нижней его части

Нарушение аппетита в значительной степени связано с уровнем желудочной секреции и кислотности.

При повышенной секреции аппетит может быть даже усилен (гастрит с повышенной кислотностью, язвенная болезнь, которая чаще сопровождается повышенной секрецией желудочного содержимого и повышенной кислотностью).

При понижении секреции аппетит понижен (гино- и анацидный, а также ахилический гастрит). Бывает извращение аппетита (в частности, при раке желудка), когда больной не переносит (испытывает отвращение) некоторых пищевых продуктов.

Неприятный вкус во рту отмечается при поражениях слизистой оболочки желудка, горечь во рту – при заболевании печени и желчного пузыря, а металлический вкус бывает при некоторых пищевых отравлениях.

Отрыжка – это внезапное попадание в рот содержимого желудка, сопровождающееся характерным звуком – отрыгиванием. Особенно большое диагностическое значение имеет отрыжка пищей, съеденной 12 ч и более тому назад; это признак нарушения эвакуаторной функции желудка.

«Пустая» отрыжка – отрыжка воздухом – наблюдается при уменьшении или отсутствии хлористоводородной кислоты в желудочном содержимом, а отрыжка тухлым яйцом – при сочетании ахилии с нарушением эвакуаторной функции желудка (запах сероводорода в этом случае зависит от усиленного распада белков в желудке).

Изжогой именуют ощущение сильного жжения в верхней части подложечной области, под мечевидным отростком и за грудиной (что соответствует нижнему отрезку пищевода).

В большинстве случаев изжога связана с забрасыванием из желудка в пищевод кислого желудочного содержимого.

Тошнота – неприятное ощущение в подложечной области. Чаще всего бывает при заболеваниях желудка с пониженной кислотностью. Иногда тошнота предшествует рвоте.

Рвота имеет большое значение для диагностики заболеваний органов пищеварения.

Рвота с примесью остатков пищи, съеденной накануне, может указывать на значительное нарушение эвакуаторной деятельности желудка (стеноз привратника?).

Рвота с примесью «кофейной гущи» наблюдается при желудочных кровотечениях, рвота по утрам с примесью слизи – при Хронических гастритах, с примесью желчи – при патологии желчных путей.

Для распознавания заболеваний органов пищеварения большое значение имеют симптомы, выявляемые при ощупывании живота. Так, важно определить болевые точки; они находятся в подложечной области при язвенной болезни и гастритах, в правом подреберье при заболеваниях печени и желчного пузыря, слева от пупка при патологических изменениях в поджелудочной железе и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_388607_metodika-issledovaniya-pishchevaritelnoy-sistemi-rebenka.html

Методика исследования органов пищеварения у детей

Методика исследования пищеварительной системы ребенка

-жалобы

– история настоящего заболевании

– история жизни больного

II. Осмотр

1.Общий осмотр:

– цвет кожных покровов (бледность,желтушность)

-состояние физического развития(гипотрофия, истощение, паратрофия,ожирение )

-положение ребенка (обычное, вынужденное)

– выражениестраха, страдания на лице (признак болив животе)

2.Осмотр полостирта: цветслизистой оболочки;

– высыпания наслизистой рта;

– состояниеминдалин , глотки;

-состояние языка (размеры, окраска,влажность, налеты, сосочки

языка,«географический» язык).

3.Осмотр живота:

– форма, величина, симметричность;

-участие брюшной стенки в акте дыхания;

– венозная сетка;

– симптом«песочных часов» – видимая перистальтикажелудка;

– послеоперационныерубцы;

– грыжи (пупочная,белой линии, паховая )

– области живота

Рис. 1.

Клиническая топография передней брюшной стенки:

1 – эпигастральнаяобласть; 2 – области подреберий (правогои левого);

3 – околопупочнаяобласть; 4 – фланки (правый и левый);

5 – надлобковаяобласть; 6 – подвздошные области (праваяи левая)

Визуально линиипроводятся следующим образом:

– 2 горизонтальные – по нижним краям 10ребер с обеих сторон и между переднимиверхними остями подвздошных костей;

– 2 вертикальные линии – по наружнымкраям прямой мышцы живота.

4. Осмотр ануса: атрезия, зияние, трещины, изъязвления,выпадение

прямой кишки.

III.ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА

Таккак большинство детей, особенно припервом осмотре, боятся пальпации,необходимо вначале войти в контакт сребенком, отвлечь его внимание разговором,игрушкой.

Положениеребенка во время обследования:

– лежа на спине;

-на плотной поверхности;

ноги обследуемыйдолжен согнутьв тазобедренных и коленных суставахпримерно под углом 45 градусов;

-руки ребенка – вдоль туловища;

– голова обследуемого – на плоскойповерхности(не на подушке).

Всеэти правила необходимы для получениядостоверных результатов, так как приописанном положении отсутствуетнапряжение мышц живота,что помогает врачу глубже проникнутьк органам брюшной полости, хорошо ихощутить и получить объективные данные.

В ряде случаевпальпация проводится в специальномположении ребенка:

-на боку –это сдвигает кишечник вниз и улучшаетдоступ к пальпируемому органу (например,при пальпации слепой кишки ребенкаиногда кладут на левую сторону);

-стоя – вэтом положении иногда лучше ощущаютсяувеличенные или смещенные вниз органы.

Еслиребенок стоит,то врач и больной должны быть в удобномдля обоих положении:

– обследуемый высокийврач стоитвозле него с правой стороны;

-невысокий больнойврач сидитили ставит его на стул.

Еслибольной находится в горизонтальномположении, врач располагается с правойстороны ребенка, сидя (!) на стуле или накраю кровати.

Вбольшинстве случаев применяетсябимануальныйметод пальпации,при которомживот пальпируется одной рукой, а втораярука поддерживает туловище напротивоположном месте со стороны спины:

-при исследовании органов, расположенныхв правойполовинебрюшной полости, леваярукарасполагается на пояснице справа иосторожными движениями приближаеторганы кправой руке,которой проводится пальпация;

-при исследовании органов левойполовиныбрюшной полости пальпация проводитсяправой, иногдалевой рукой,а на пояснице размещена вторая рука.

Пальпация проводитсяв определенном порядке. Однако оннарушается, если врач знает о болезненностив каком-нибудь участке брюшной полости– это место исследуется в последнююочередь.

Вбольшинстве случаев пальпация проводитсяна фоне выдоха,что расслабляет брюшной пресс. Иногдаследует попросить ребенка сделатьглубокийвдох – этосместит вниз в первую очередь печень,и тогда органы брюшной полости будутощущаться лучше.

1. ПОВЕРХНОСТНАЯ ПАЛЬПАЦИЯвыявляет: болезненность, гиперестезиюкожных покровов (зоны Захарьина – Геда)

Зоныкожной гиперестезии,определяемые при поверхностной пальпации,закономерно появляются при многиххронических заболеваниях органовбрюшной полости. При этом зоны кожнойгиперестезии могут появляться раньшеи держаться дольше по сравнению с другимисимптомами. Различают следующие зоныгиперестезии (зоныЗахарьина – Геда):

Холедоходуоденальнаяправыйверхний квадрант (рис. 2) – зона,ограниченная правой реберной дугой,белой линией живота и линией, проходящейчерез пупок, перпендикулярно белойлинии живота.

Эпигастральнаязона –занимает эпигастрий (область животавыше линии, соединяющей правую и левуюреберные дуги).

ЗонаШоффара– расположена между белой линией животаи биссектрисой правого верхнего квадранта(рис. 3).

Панкреатическаязона –зона в виде полосы, занимающей мезогастрий.

Болеваязона тела и хвоста поджелудочной железы– занимает весь левый верхний крадрант( рис.3).

Аппендикулярнаязона –правый нижний квадрант (рис. 2)

Сигмальнаязона -левый нижний квадрант (рис. 2).

Длявыявления повышенной чувствительностиможет быть использован также методщипка или прикосновения кончиком иглына симметричных участках кожи живота.Выявление зон гиперестезии у детеймладшего возраста (до 7 – 10 лет) не имеетбольшого диагностического значения всвязи с неумением маленького ребенкалокализовать болевые ощущения.

Приповерхностной пальпацииможет быть выявлена и мышечнаязащита.Клинический опыт показывает, что нетмышечной защиты без болей, хотя и можетбыть боль без мышечной защиты.

Рис.2.

Источник: https://studfile.net/preview/4120881/page:5/

Методика исследования пищеварительной системы у детей

Методика исследования пищеварительной системы ребенка

Исследование пищеварительной системы у детей следует начинать с анамнеза.

АНАМНЕЗ

  Тщательно собранный анамнез занимает ведущее место в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Расспрос родителей позволяет уточнить время начала заболевания, связь его с особенностями питания и режима, перенесенными заболеваниями, семейно-наследственный характер. Особенное значение имеет детальное выяснение вопросов вскармливания.

ЖАЛОБЫ

  Наиболее частыми жалобами детей является боли в животе, диспептические расстройства, нарушение аппетита. При предъявлении жалоб на боли в животе необходимо уточнить:

1) локализацию ( подложечная область, правое подреберье, по всему животу и так далее);

2) характер ( приступообразные, периодические, постоянные, сезонные; осенью, зимой);

3) время возникновения ( ранние – появляются во время еды или в течение ближайших 30 минут; поздние – через 1-2 часа после еды или ночью);

4) интенсивность ( коликообразная, режущая, тупая);

5) связь с приемом пищи, физическим напряжением ( бег, занятие физкультурой);

6) иррадиация ( спина, лопатка, за грудину, левое подреберье);

    Боли в животе чаще всего вызываются воспалительным поражением желудочно-кишечного тракта ( гастроэнтерит, энтероколит, аппендицит и др). причиной болевых ощущений в животе могут быть кишечные паразиты, дискинезии желчевыводящих путей, хронический гастрит, язвенная болезнь, ущемление грыжи, пиелонефрит и другие заболевания.

     У детей первых месяцев жизни боли в животе могут возникать в результате скопления газов в кишечнике и сопровождаться общим беспокойством ребенка.

     Диспептические расстройства могут быть желудочными и кишечными.

     Наиболее часто при желудочной диспепсии наблюдается отрыжка, тошнота, реже изжога и рвота. Как правило, они отражают нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, и поэтому их появление не является строго специфическим симптомом какого-либо заболевания.

ОТРЫЖКА

   Внезапное выхождение через рот воздуха, скопившегося в желудке или пищи. Она наблюдается при эозафагите, грыже пищеводного отверстия, язвенной болезни. У детей первого года жизни вследствие недостаточного развития кардиального сфинктера часто наблюдается отрыжка воздухом, что обусловлено нарушением техники кормления.

  Поскольку у детей истинной ахилии практически не наблюдается, то отрыжки с запахом тухлого яйца практически нет

ТОШНОТА

  Возникает при повышении интрадуоденального давления. Она свойственна заболеваниям двенадцатиперстной кишки.

ИЗЖОГА

Обусловлена забросом в пищевод кислого содержимого желудка. Наблюдается при гастро-эзофагальном рефлюксе, эзофагите.

РВОТА

  У детей старше 3-х лет наблюдается реже, чем другие симптомы желудочной диспепсии. В то же время дети раннего возраста склонны к рвоте. Утренняя рвота у новорожденных почти всегда свидетельствует о врожденных дефектах пищевода, желудка или кишечника.

Рвота у грудных детей может быть проявлением спазма и стеноза привратника, непроходимости кишечника, гастроэнтерита инфекционного происхождения и других заболеваний.

Следует помнить, что рвота может быть связана с заболеваниями центральной нервной системы ( менингит, энцефалит, опухоль), а также при раздражении рвотного центра при коклюше, скарлатине, интоксикации, травматическом повреждении черепа.

СРЫГИВАНИЯ

Разновидность рвоты, возникают без усилия, то есть без напряжения брюшного пресса. Срыгивания могут быть признаком начала кишечной инфекции. Однако часто срыгивания наблюдаются у практически здоровых детей при нарушении техники вскармливания.

   Кишечная диспепсия проявляется поносами, и наооборот, запорами, метеоризмом, урчанием.

Разжиженный стул может быть при инфекционном энтерите, колите, а также в связи с качественными или количественными погрешностями вскармливания, нарушениями режима, перегреванием ( простая диспепсия) или сопутствуют острому лихорадочному заболеванию.

Запор ( задержка кала более 48 часов) может быть органического и функционального происхождения. У детей первого года жизни склонность к запорам обусловлена относительно большой длиной кишечника.

Хронические запоры в раннем детском возрасте являются основными симптомами врожденной аномалии развития. Определенное значение имеют алиментарный ( употребление пищи, бедной клетчаткой) и инфекционный факторы.

Иногда запоры связаны с привычкой задерживать акт дефекации и нарушением вследствие этого тонуса нижнего отрезка толстой кишки, а у грудных детей с хроническим недоеданием

( пилоростеноз). У детей с достаточной прибавкой массы, вскармливающихся грудным молоком, стул иногда бывает редким вследствие хорошего пищеварения и малого количества шлаков в кишечнике.

МЕТЕОРИЗМ

  Как и урчание, возникает вследствие нарушения всасывания газов и жидкого содержимого в толстом отделе кишечника. Поэтому они наблюдаются при энтероколитах, кишечном дисбактериозе.

ОСМОТР

  При осмотре полости рта важным условием является правильное положение ребенка и достаточное освещение. При дневном освещении ребенка помещают лицом против окна. Мать ребенка берет его на колени, сажает спиной к себе, ноги зажимает между своими ногами, руки ребенка фиксирует рукой.

   Осматривают вначале слизистую оболочку рта, язык, затем зев, миндалины, заднюю стенку глотки. У здорового ребенка слизистая оболочка полости рта яркая, блестящая. При стоматитах появляется гиперемия и исчезает ее блеск, можно обнаружить дефект слизистой, необходимо обратить внимание на наличие на слизистой пленок

( дифтерия), кровоизлияний ( геморрагический диатез), налетов

( молочница).

  Обложенный язык серовато-белого цвета наблюдается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и острых лихорадочных заболеваниях, сухой язык с бурым налетом – при брюшном тифе.

  Следует обратить внимание на запах изо рта. Гнилостный запах типичен для язвенного стоматита, ангины; запах ацетона – для диабетической комы, приторный запах – для дифтерии, неприятный запах особенно по утрам – для заболеваний желудочно-кишечного тракта.

   При осмотре живота обращают внимание на его размеры, форму, участие в акте дыхания. У здоровых детей раннего возраста он слегка выступает над уровнем грудной клетки.

Увеличение размеров живота может быть при рахите, кишечных инфекциях, заболеваниях крови, опухоли. Западение живота может наблюдаться при менингите, пилоростенозе, дифтерии. Осмотр живота проводят в горизонтальном и вертикальном положениях.

При осмотре живота в вертикальном положении можно выявить грыжи по средней линии живота и в паховой области.

     Осмотр ануса у маленьких детей проводят обязательно. Для этого необходимо слегка раздвинуть ягодицы и обратить внимание на кожу вокруг ануса и его податливость.

При осмотре можно выявить трещины заднего прохода, снижение тонуса сфинктера и его зияние при дизентерии, выпадение слизистой прямой кишки при упорных запорах и хронической дизентерии, раздражение слизистой оболочки при инвазии остриц.

  Большое значение в оценке состояния органов пищеварения имеет визуальный осмотр испражнений.

У грудных детей при ферментной дисфункции кишечника ( простая диспепсия) нередко наблюдается диспептический стул, имеющий вид рубленных яиц ( жидкий, зеленоватый, с примесью белых комочков и слизи, кислой реакции).

Очень характерен стул при колитах, дизентерии. Обесцвеченный стул свидетельствует о задержке поступления желчи в кишечник и наблюдается у детей с гепатитом, с закупоркой и атрезией желчных ходов.

   Наряду с определением количества, консистенции, цвета, запаха и патологических примесей, видимых на глаз, характеристика стула дополняется данными микроскопии ( копрограммы) о наличии лейкоцитов, эритроцитов, слизи в кале, а также яиц гельминтов, цист лямблий. Кроме того, проводят бактериологические и биохимические исследования фекалий.

ПАЛЬПАЦИЮ

Живота и органов брюшной полости следует проводить теплыми руками, в положении ребенка на спине со слегка согнутыми ногами. Проводя пальпацию, необходимо наблюдать за выражением лица ребенка, стараясь в момент проведения манипуляции отвлечь его внимание.

Поверхностная пальпация проводится легкими касательными движениями. Она дает возможность определить степень напряжения брюшной стенки, боли в различных отделах брюшной полости.

Начинают поверхностную пальпацию с левой подвздошной области, затем левое подреберье, эпигастральная область, правое подреберье, правая подвздошная область, пупочная и надлобковая области.

  При глубокой пальпации выявляется наличие болезненных точек, инфильтратов, определяют размеры, консистенцию, характер поверхности печени и селезенки. Глубокую пальпацию проводят одной рукой, которую нужно ладонью положить на брюшную стенку и как бы делать три движения:

1) в глубь живота и задней брюшной стенке;

2) затем вверх, как бы поддевая орган;

3) затем вниз как бы соскальзывая с органа

Пальпацию печени и селезенки необходимо начинать с подвздошной области, применять глубокую пальпацию

ПЕРКУССИЯ

   Используя перкуссию, можно определить величину печени и селезенки, наличие жидкости в брюшной полости. Для определения размеров печени и селезенки необходимо поместить палец параллельно предполагаемой границы и перкутировать от более ясного звука – тимпанического к тупому над органом.

Источник: https://studopedia.net/1_65388_metodika-issledovaniya-pishchevaritelnoy-sistemi-u-detey.html

Лечим Сами
Добавить комментарий