Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно – педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен.

Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся.

Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее.

И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей.

Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность – поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

– употребление алкоголя,

– употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

– курение,

– компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст – особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики.

Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка.

Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести “моду” на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др.

Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов.

Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах.

Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки.

В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания.

Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение.

Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/neblagoprijatnye-faktory-i-uslovija-okazyvayuschie-suschestvenoe-vlijanie-na-sostojanie-zdorovja-detei.html

6. Факторы, формирующие состояние здоровья детей и подростков

Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Поопределению Всемирной организацииздравоохранения:  ЗДОРОВЬЕ– состояние полного физического,душевного и социального благополучия,а не только отсутствие болезней илифизических дефектов.

 Медицинскиекритерии оценки здоровья ребенка (подростка)*)

  Наличиеили отсутствие хронических заболеваний,Уровень развития основных функциональныхсистем; Степень сопротивляемостиорганизма (частота заболеваний за год);Достигнутый уровень физического развитияи степень его гармоничности.

Здоровье детейзависит от следующих факторов:

1.  Биологические  (пол, возраст, генетическаяпредрасположенность) – на 15 %;

2.  Экологическаясреда(качество воздуха, воды, продукты питанияи др) – на 15 %;

3.Образовательная среда(условия, программа, режим  обучения,учебные нагрузки) – 30 %;

4.Социальная среда  (условия,образ жизни, режим дня, питание, физическоевоспитание и др) – 40 %.

Состояниездоровья детей и подростков формируетсяпод воздействием факторов окружающейсреды, которые могут оказывать какположительное, так и отрицательноевлияние на растущий организм. Подокружающей средой понимается целостнаясистема взаимосвязанных биологическихфакторов и социальных явлений, в которыхпротекает жизнь детей и подростков.

Этои здоровье родителей, и особенноститечения беременности, родов и раннегоразвития ребенка, домашние условия(материально-бытовые), микроклимат всемье, условия общественного воспитанияи обучения, организация занятий и отдыха,физического воспитания и питания,санитарно-гигиенические условия вдошкольных учреждениях, школах, СПТУ,состояние атмосферного воздуха и др.

Запоследние десятилетия достигнутыопределенные успехи в охране здоровьядетей и подростков. Значительно улучшилосьих физическое развитие (в среднем 85%детей и подростков в настоящее времяимеет нормальное физическое развитие),резко снизилась частота инфекционныхзаболеваний, многие формы патологииприняли более доброкачественное течение.

Однако, несмотря на достигнутыеположительные результаты, наблюдаетсяеще значительное распространение удетей и подростков ряда неинфекционныхзаболеваний И отклонений, в частностизаболеваний носоглотки, органовпищеварения; аллергических заболеванийи реакций, нарушений зрения,опорно-двигательного аппарата, нервной,сердечно-сосудистой систем.

Характеротклонений в состоянии здоровья, также как и степень выраженностипатологического процесса, зависит отвозраста детей. У детей 2—4 лет в основномвыявляются обратимые сдвиги функциональногохарактера, чаще возникают острыезаболевания и лишь в единичных случаяхопределяется уже сформированнаяхроническая патология.

Хроническиезаболевания в основном формируются вболее старшем возрасте (главным образомв школьные годы), однако у отдельныхдетей они появляются уже в возрасте 4—7лет (заболевания носоглотки, органовпищеварения, нарушения осанки, болезнинервнойсистемы,кожи и др.).

Первое место среди выявляемойу школьников патологии занимаютзаболевания носоглотки, среди которыхпревалирует хронический тонзиллит(поражение небных миндалин). Установлено,что большинство часто болеющих школьниковстрадают хроническими заболеванияминоса, глотки, придаточных пазух.

У детейс заболеваниями носоглотки, особенноу тех из них, кто подвержен частымпростудным заболеваниям, в дальнейшемнередко развивается тяжелая хроническаябронхолегочная патология, возникаютболезни сердечно-сосудистой системы,почек. Формированию патологии носоглоткиу детей и подростков способствуютнеблагоприятные климатические условия,загрязнение атмосферного воздуха,плохие бытовые гигиенические условия,нерациональное питание, гиподинамия.

Близорукостьзанимает особое место в структурешкольной патологии не только вследствиедостаточно большого распространения,но и в связи с тем, что прочно занимает.

второе место среди причин инвалидности,в том числе лиц молодого возраста (у '/бшкольников в результате близорукостиограничен выбор профессии).

Наряду снаследственными факторами формированиюблизорукости способствуют гиподинамия,неблагоприятные гигиенические условиязрительной работы, особенно на занятияхв школе (низкий уровень освещенности вклассе, неправильная рабочая поза из-занесоответствия школьной мебелигигиеническим требованиям, мелкий шрифтв учебниках и др.). У учащихсяспециализированных школ (математических,  с  углубленным   изучением  иностранныхязыкови др.) близорукость формируется в 1,5 разачаще, чем у учащихся общеобразовательныхшкол.

Значительнораспространены также нарушения осанки,плоскостопие, причем за период школьногообучения число детей с данной патологиейувеличивается (в 1,5 раза возрастаетколичество детей с нарушениями осанки,в 2,5 раза — с плоскостопием). Формированиюэтой патологии способствуют, помимоперечисленных выше неблагоприятныхфакторов, и такие, как ношение учебниковв портфеле, а не в ранце, нерациональнаяобувь, ранняя спортивная специализация.

Впоследние годы наблюдается отчетливаятенденция роста заболеваний органовпищеварения, особенно у детей 5—6 и 9—12лет.

Наряду с наследственнойпредрасположенностью (особенно опасныв этом плане заболевания органовпищеварения у матери) формированиюнарушений пищеварительной системыспособствуют неблагоприятный микроклиматв семье, нерациональное питание, в томчисле недостатки в организации питанияв школьных столовых, глистные инвазии,малая двигательная активность,недостаточные отдых и сон. Предрасполагающимимоментами являются также несанированныезубы, неправильный прикус.

Профилактиканервно-психических расстройств у детейи подростков является важной медицинскойи социальной проблемой.

Пластичностьи повышенная ранимость психофизиологическихфункций растущего организма, с однойстороны, усложнение социальных условий(специфика современного ритма жизни вкрупных городах, стремительный ростпотока информации, малая двигательнаяактивность) — с другой, создают предпосылкидля перегрузки нервнойсистемыи развития нервно-психических отклоненийв детском и подростковом возрасте.

Узначительного числа школьников к концуучебного года наблюдается ухудшениездоровья. Если в младших классах этоотчетливо проявляется только у детейс хроническими заболеваниями, то всредних и особенно в старших классахнаблюдается появление отрицательныхсдвигов и у здоровых школьников.

Числодетей с заболеваниями увеличиваетсяот младших классов к старшим (отмечаетсярост заболеваний органов пищеварения,опорно-двигательного аппарата,близорукости, отклонений в ЦНС, сосудистыхрасстройств). Наиболее неблагоприятнаядинамика прослеживается у детей иподростков, обучающихся в специализированныхшколах (математических, с углубленнымизучением иностранного языка и др.

), вкоторых объем суммарной учебной нагрузкизначительно выше, чем в общеобразовательныхшколах.

Следуетотметить, что сочетанное действиебиологических и социально-гигиеническихфакторов может вызвать и оздоровительныйэффект. Так, оптимальная двигательнаяактивность повышает устойчивостьорганизма к неблагоприятным воздействиямокружающей среды и учебной перегрузки.

Источник: https://studfile.net/preview/6871413/page:5/

ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Факторы влияющие и формирующие здоровье детей

Согласно принятому в настоящее время мнению, на здоровье детского населения, как впрочем, и населения в целом, оказывает влияние большая группа разнообразных факторов (внутренних и факторов окружающей среды).

Прежде всего, это:

1. Здоровье родителей, так как наличие у них вредных привычек, неуравновешенный образ жизни, наличие хронических и иных заболеваний может отрицательно сказаться на развитии плода.

Известно, что в период зачатия и внутриутробного развития закладываются основы для многих наследственных заболеваний таких, как гемофилия, атаксия, дальтонизм, ювенильная миопатия, наследственная хорея, многочисленные нарушения обмена веществ и др.

Согласно данным ВОЗ, на долю наследственных заболеваний в разных странах мира приходится от 4 до 8% патологии детского возраста.

2. Факторы питания, образа жизни и социального благополучия часто объединяют под общим названием СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, однако, в силу специфичности их влияния на организм, очевидно, было бы правильно рассматривать их отдельно друг от друга.

Питание как фактор, формирующий здоровье, особенно наглядно стал проявляться в нашей стране в последние годы – в условиях экономического расслоения населения. Резко увеличилось количество подростков, имеющих пониженный пищевой статус, что особенно заметно проявляется на стадии допризывных медицинских комиссий.

Так, по данным призывной комиссии г. Москвы, при осеннем наборе 1998 г. в одном из муниципальных округов города только 13% призывников не имели противопоказаний к призыву в армию, а из числа остальных более 30% имели дефицит массы тела.

На сегодняшний день в ряде регионов страны отмечен не только дефицит белкового (особенно белков животного происхождения) и витаминного обеспечения, но и энергетический дефицит питания.

В результате несбалансированного питания, недостатка микроэлементов и витаминов и избытка углеводов у детей отмечается рост заболеваний эндокринной системы и нарушения обмена веществ (на 33,6%), болезней органов пищеварения (на 19%), крови и кроветворных органов (в основном анемии – на 28,6%). Вызывает тревогу рост заболеваемости детей туберкулезом, что обусловлено снижением уровня жизни, качества питания, увеличением числа безнадзорных детей и др. Особо следует отметить тот факт, что продукты питания не всегда отвечают гигиеническим требованиям за счет повышенного содержания в них чужеродных веществ, включенных в пищевую цепочку в результате загрязнения ими воды и почвы.

Гиподинамия и отрицание значимости физического воспитания, сидячий образ жизни, обусловленный в наше время увлечением теле-, видео-, компьютерными и электронными играми большей части, особенно детского населения, самым неблагоприятным образом сказываются на состоянии здоровья и физическом развитии, что в последние годы часто фиксируется при массовых медицинских осмотрах детей и подростков. Отдельно необходимо остановиться на вредных привычках. К сожалению, процент наркоманов, токсикоманов и лиц, злоупотребляющих алкоголем и курением, среди подростков увеличивается год от года. У наркоманов, «севших на иглу», растет количество вирусных инфекций в результате инфицирования через шприцы (в том числе СПИД и гепатиты В и С).

3. Эпидемиологические факторы относятся к достаточно мощным причинам нарушения здоровья. Детские инфекционные заболевания составляют значительный процент в общей заболеваемости детского населения (около 15%). Игнорирование прививочной работы привело в последние годы к активизации ряда инфекций, в частности дифтерии, и не только у детского населения.

Увеличилось количество кишечных инфекций в детских дошкольных и школьных учреждениях, в том числе дизентерии. Особо следует сказать и о природно-очаговых инфекционных заболеваниях, которые, очевидно, следует рассматривать как природно-обусловленные, т.е. экологические заболевания.

К таковым в наши дни относятся: риккетсиозы, лептоспирозы, клещевой энцефалит и ряд других заболеваний.

4. Однако, как это имеет место в отношении здоровья населения вообще, наиболее существенными факторами, формирующими здоровье детей и подростков, являются экологические факторы, к которым, как уже указывалось выше, детский организм является более чувствительным.

5. Не следует также забывать о том, что детский и подростковый период отличаются от других периодов жизни частой сменой комплекса социальных условий (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность), которые привносят свою лепту в формирование здоровья.

Так, в период от 6 до 17 лет основная нагрузка на развивающийся организм – школьное обучение. Поэтому в этот период особенно возрастает роль так называемого «школьного» фактора.

В современных условиях отмечена также достоверная зависимость здоровья детей от другого важного социального фактора – трудовой занятости.

Среди школьников, подрабатывающих в свободное от учебы время (20-25% старшеклассников), достоверно меньше число здоровых детей, отмечается большее число жалоб, снижены показатели работоспособности, чаще наблюдаются явления переутомления при сравнении с неработающими подростками.

В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ детей разных возрастных периодов четко прослеживаются следующие закономерности:

1. Увеличивается распространенность функциональных расстройств (особенно у младших школьников);

2. Ухудшается здоровье детей, что подтверждается уменьшением количества здоровых (до 2-3% в московских школах) и увеличением хронически больных детей (до 70% старшеклассников);

3. Наблюдаются изменения структуры распространенности функциональных нарушений и хронической патологии среди детей.

В последнее десятилетие в структуре хронической патологии у московских детей преобладают заболевания органов пищеварения (52,7%), нервно-психические расстройства (29,1%), заболевания ЛОР-органов (27,7%) и аллергические болезни (19,4%).

Среди функциональных отклонений у детей лидируют нарушения сердечно-сосудистой (28%) и нервно-психической деятельности (23%), на 3 и 4 местах находятся расстройства опорно-двигательного аппарата (10%) и органа зрения (9%);

4. Во всех возрастных группах показатели здоровья девочек и девушек-подростков хуже по сравнению со сверстниками-мальчиками, что является неблагоприятным прогностическим фактором репродуктивного здоровья подрастающих женщин.

Представленные данные отражают в значительной степени негативное влияние таких социальных и эколого-гигиенических условий современной жизни, как социальное неблагополучие, интенсификация учебной деятельности, ранняя трудовая деятельность школьников и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_252055_faktori-formiruyushchie-zdorove-detey.html

Лечим Сами
Добавить комментарий